Государственное управление и регулирование в сфере образования и науки в России
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Главная роль образования и науки заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах. Поэтому образование и наука занимают важное и вместе с тем особое место. Они охватывают специфическую отрасль народного хозяйства, которые удовлетворяют потребности общества в образовательных услугах, заняты подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности.
Образование и наука как социокультурные феномены отражают состояние и перспективы развития государства и общества в целом и в то же время влияют на них. Российская система образования и науки по своим историческим и экономическим показателям не могут быть обособлены от мировой системы образования и науки. В силу этого начало ХХI века ознаменовано их стремительной интеграцией в континентальное и планетарное образовательное пространство на правовых основах, идеях и принципах, принятых
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления и регулирования в сфере образования и науки в России 6
1.1. Понятие, сущность и цели государственной политики в сфере образования и науки в России 6
1.2. Роль государственного управления и регулирования в сфере образования и науки в России 14
Глава 2. Практические особенности государственного управления и регулирования в сфере образования и науки в России 23
2.1. Тенденции развития сферы образования и науки в России 23
2.2. Состояние государственного управления и регулирования в сфере образования и науки в России 33
Глава 3. Проблемы и перспективы государственного управления и регулирования в сфере образования и науки в России 40
3.1. Проблемы государственного управления и регулирования в сфере образования и науки в России 40
3.2. Пути совершенствования государственного управления и регулирования в сфере образования и науки в России 48
Заключение 55
Список литературы 59
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 07.10.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 07.10.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" // Собрание законодательства РФ. – 2018. - N 1 (часть II). - ст. 375.
6. Айснер Л.Ю., Наумов О.Д. Идеологические основания концепции устойчивого образования // В сборнике: Проблемы современной аграрной науки. Материалы международной научной конференции. - Красноярск, - 2020. - С. 389-390.
7. Айснер Л.Ю., Наумов О.Д. К вопросу о реализации целей государственной политики в сфере образования // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. - Курск, 2021. - С. 207-209.
8. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России / ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России. - 2020. - URL: httрs://sрrаvосhnik.rоsmintrud.ru/ (дата обращения:05.12.2021).
9. Беспалов М.В. Государственная политика и правовое регулирование в сфере образования и системе образовательных услуг в современной России / М. В. Беспалов, В. А. Котенёв, А. В. Кузьмин. Т. В. Ряховская // Социум. - 2017. - № 7. - С. 21-25.
10. Бордовская Н.В. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик) / Н.В.Бордовская, Е.А.Кошкина, Н.А.Бочкина // Образование и наука. – 2020. – Том 22. – №6. – С.137-175.
По данным Высшей школы экономики, к 2030 году численность населения в возрасте 16-39 лет сократится на 25 %.
В то же время высокий спрос на высшее образование способствовал быстрому развитию сектора платных образовательных услуг в вузах страны. Поэтому за два десятилетия (с 1992 по 2012 годы) количество частных вузов увеличилось в 15 раз, большинство из которых, ориентируясь на спрос, открывали в основном наборы на юридические и экономические специальности. Однако в результате оптимизации высшего образования в данном секторе наблюдается спад: в 2015-2020 гг. количество вузов сократилось на 28 %, а филиалов - на 59 % (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Состояние системы высшего образования в России в 19