Агрессия детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день детская агрессия является одной из актуальных проблем, а именно агрессия дошкольников. Исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольном периоде закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению. Ряд неблагоприятных событий в детстве человека приводит к нарушению поведения и других психологических проблем.
Современный ребенок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Личность ребёнка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации. Дети с помощью идентификации стараются подраж
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы проявления агрессии в дошкольном возрасте
1.1. Понятие агрессивности и формы её проявления. Психологические особенности детей, склонных к агрессии
1.2. Причины агрессии в дошкольном возрасте
Выводы по первой главе
Глава 2. Особенности диагностики агрессивного состояния в дошкольном возрасте
2.1 Методики диагностики агрессивного состояния в дошкольном возрасте
2.2 Практические рекомендации для родителей и педагогов, направленные на снижение уровня агрессии у детей дошкольного возрасте
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Список литературы
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
2. Айхорн, А. Трудный подросток / А. Айхорн. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
3. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений / А. Бандура. - М.: Просвещение, 1999.- 202 с.
4. Бондаренко, Е.А. Диалог с экраном / Е.А. Бондаренко. - М.: SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д.Ричардсон. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
6. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
7. Колосова, С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.
8. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии. Вопросы психологии №6 / Н.Д. Левитов. - 1967. - с.18-21
9. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”) / К. Лоренц. - М.: Арко, 1994. - 269 с.
10. Медиаобразование / Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
11. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. - СПб.: Питер, 1999. – 204 с.
12. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. / Р. С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. - 687 с.
13. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - М.: Наука, 1991. - 455 с.
15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: Республика, 1990. - 446 с.
16. Романов А.А. Направленная игровая терапия агрессивного поведения у детей / А.А. Романов. - М.: Плэйт, 2004. – 48 с.
17. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К.Лютова. - СПб.: Речь, 2003. – 190 с.
18. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Шпаргалка для взрослых» М.: Генезис 2000 г. 130 с.
В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления детской агрессивности. Для таких детей, пока они ещё маленькие, будет очень полезна специальная коррекционная работа. Эта работа должна быть направлена на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис, когда ребёнку разрешают бить подушки или мягкие игрушки), на повышение самооценки, на развитие коммуникативных навыков и игровой деятельности, на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других.
Глава 2. Особенности диагностики агрессивного состояния в дошкольном возрасте
2.1 Методики диагностики агрессивного состояния в дошкольном возрасте
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.<