Влияние изучения английского языка на психическое развитие старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент главной целью в образовании является развитие полноценной гармонично развитой личности. Свой вклад в указанный процесс вносит обучение иностранному языку в дошкольном возрасте. Всестороннее развитие ребенка - основная цель обучения иностранному языку. В наши дни иностранный язык является средством общения и средством познания культуры народов других стран. Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др. Многими учеными (Е.И. Негневицкая, Е.А. Ленская, А.А. Леонтьев, З.Я. Футерман. И.Л. Шолпо, Э.Белосток) было доказано положительное влияние на общее развитие ребенка изучения иностранного языка.
Дошкольный возраст сензитивен для овладения иностранным языком. Благодаря пластичности нервной системы детей, языковой материал усваивается быстрее.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические аспекты психического развития дошкольников при изучении иностранного языка
1.1 Дошкольное образование на современном этапе
1.2 Особенности изучения английского языка в дошкольном возрасте
1.3 Психическое развитие старших дошкольников
2. Экспериментальное изучение влияния английского языка на психическое развитие старших дошкольников
2.1 Подготовка и проведение исследования
2.2 Анализ результатов первичной диагностики
2.3 Контрольный этап исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
- Амонашвили, Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками // Иностранные языки в школе. - 1986, № 2. - С. 24 – 27.
- Ариян, М. А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учебное пособие : / М. А. Ариян, А. Н. Шамов. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2017. – 222 с.
- Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам/В.А. Артемов. – М.: Просвещение, 1969. – 279 с.
- Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон.– М.: Прогресс, 2010. – 526 с.
- Бахтина, Е.Ю. Об интенсивном обучении английскому языку в детском саду // Иностранные языки в школе. – 2000 -№ 66, С.44 – 46.
- Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1995. -227 с.
- Бим, И.Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 2009, № 5. - С. 75 - 76.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Москва: Питер, 2008. - 398 с.
- Ваулина, Ю.Е., Фрейдина Е.Л. Английский язык для школьников факультетов дошкольного воспитания / Начальный курс. - М.: Владос, 2003. – 90 с.
- Виталь, А.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык? // Иностранные языки в школе. – 2002 – № 3. – С.42 – 46.
- Вронская, И.В. Английский язык в детском саду: для воспитателей детского сада и родителей. - СПб: 2001. - 318-333 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 160 с.
- Выготский, Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте / В кн.: Умственное развитие детей в процессе обучения. М. – Л., 1935. – 135 с.
- Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 239 с.
Для того чтобы полностью исследовать связную речь дошкольника используется следующие задания:
- составить предложения по отдельным ситуационным картинкам;
-составить предложение по трем картинкам, которые связанны тематикой;
- пересказать текст;
- составить рассказ по картинке или серии сюжетных картинок;
- составить рассказ-описание.
Комплексное исследование позволяет получить более полную картину о речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Методика состоит из комплекса заданий:
Задание 1. Выявление способности дошкольника составлять законченные высказывания на уровне фразы, по предложенным ему изображениям.
Материалы: серии изображений следующего содержания: