Определение роли молодежного досуга в формировании социально-активной личности
Введение
Актуальность темы исследования. Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институционал
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социологического анализа молодежного досуга 7
1.1. Досуг как форма реализации свободы выбора для молодёжи 7
1.2. Проблемы молодежного досуга 13
1.3. Неорганизованные формы досуга 14
1.4. Социально-активная личность 19
Глава 2. Практические аспекты организации молодежного досуга 24
2.1. Творческий подход к организации досуга молодежи 24
2.2. Анализ проведения досуга молодежи г.Самары 29
2.3. Методические рекомендации по совершенствованию форм организации досуга молодежи 35
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Список использованной литературы
1 Дюмазедье Ж. Эмпирическая социология досуга. – М., 1974
2 Петрова З.А. Методология и методика социологичских исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990
3 Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов / Аналитеческий обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994. – 35 с
4 Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 2002. № 7. – С.10-13.
5 Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях / А.В. Каменец: Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997. – 41 с.
6 Мосалев Б.Г. Досуг / Б.Г. Мосалев. – М.: Изд-во МГУК, 2003. - 85 с.
7 Триодин В.Е. Педагогика клубной работы / В.Е. Триодин. – М: Просвещение, 1984. – С.29-31.
8 Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект. – М., 1991- с.3.
9 Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 2002. № 7. – С.10-13.
10 Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 2000. - С.31
Молодые люди жаждут новых знакомств, приключений, переживаний. Своеобразное, часто неосознанное, внутреннее беспокойство гонит их прочь из дома, из привычной, устоявшейся атмосферы. Это ожидание чего-то нового, неожиданного. Общение со сверстниками и возможно более старшими людьми вне привычных семейных и школьных ограничений здесь выступает как необходимый фактор адаптации к окружающей его социальной действительности.
Итак, неорганизованный досуг представляет собой стихийные образования групп молодежи, объединенных по какому-либо признаку, например, это могут быть сходные интерес).
Досуг — поле для самореализации и самоидентификации. Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения. Наиболее наглядный его пример — мода, с ее эклектичностью и размытой индивидуализированн