Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В данной ВКР изучено мышление детей старшего дошкольного возраста. Исследованы на практике возможности развития мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.11.2022
Объем файла
81 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность. Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования педагогов в течение многих лет. Сегодняшние дети умнее своих предшественников. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации. Становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются уже в 3 - 4 года.
Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного детства у ребёнка формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. Игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольника. Один из видов игры является дидактическая. Она направлена на активизацию умственной деятельности детей.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ .................................................. 7
1.1 Проблема развития операций мышления дошкольников в психолого-педагогической литературе .................................................................................... 7
1.2 Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста .............. 12
1.3 Дидактическая игра и её роль в процессе развития операций мышления старших дошкольников ........................................................................................ 18
Выводы по первой главе ....................................................................................... 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ......................................................................... 25
2.1 Диагностика исходного уровня развития операций мышления детей старшего дошкольного возраста .......................................................................... 25
2.2 Организация работы по развитию операций мышления старших дошкольников посредством дидактических игр ................................................ 33
2.3 Анализ результатов проведённой работы по развитию операций мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр ....... 40
Выводы по второй главе ....................................................................................... 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдуллина Н. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Н. Н. Абдуллина. // Проблемы педагогики. – 2016. – № 3. – С. 83-86.
2. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова ; под ред. Н. Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
3. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. В. Белошистая. – М.: Владос, 2013. – 296 с.
4. Бунина. Л. Развиваем логическое мышление / Л. Бунина. // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 59-62.
5. Бурлакова И. А. Развитие логического мышления у дошкольников / И. А. Бурлакова. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №4. –– С.33-37.
6. Бутенко Н. В. Формирование мышления в процессе детского развития / Н. В. Бутенко. // Проблемы педагогики. – 2018. – № 5. – С. 33-49.
7. Венгер А. Л. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / А. Л. Венгер, О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127 с.
8. Вершинина Н. В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников / Н. В. Вершинина. // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 4. – С. 59-63.
9. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1966. – 442 с.
10. Воронина Л. В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения / Л. В. Воронина, М. В. Карпова. // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 37-43.
11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С. Выготский ; под ред. и со вступ. статьей А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. – 519 с.
12. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о

С целью познания окружающего мира человек должен уметь мыслить, что означает быть способным познавать новое и незнакомое, а также устанавливать связь с уже ему знакомым.
Мышление является социально-обусловленным поисковым процессом, направленным на открытие новых и неизвестных понятий, знаний, идей и явлений действительности, а также на их отражение в следствие анализа и синтеза. При помощи умственной деятельности человек не только познаёт сущность предмета или явления, но и определяет их взаимосвязанные отношения между собой.
Рассматривая мышление как, охватывающий в полной мере жизнь человека, процесс, можно упомянуть, что на каждом возрастном этапе оно имеет ряд особенностей. Изучая протекающий в дошкольном возрасте процесс мышления, психологи и педагоги едины во мнении, что на основе значимости и особенности данного возрастного этапа в жизни