Формирование произвольных движений у младших школьников со спастической диплегией методами иппотерапии
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования определяется тем, что у младших школьников со спастической диплегией процесс формирования всех видов движений имеет свои особенности. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, и задержкой развития высших психических функций. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, нарушениям тонуса мышц, наличию парезов, насильственных движений - гиперкинезов, а также нарушению соматогнозиса. Недоразвитие произвольных движений влияет на развитие речи, на формирование навыков письма в период школьного обучения, поэтому коррекция данного нарушения является важной задачей обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Мы предполагаем, что одним из методов коррекции может стать иппотерапия.
Иппотерапия является признанным методом развития, коррекции и реабилитации. Отличительной чертой иппотерапии является высокая эффективность и уникальность коррекционног
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение
?лава 1 Теоретические основы исследования и формирования произвольных движений младших школьников со спастической диплегией
1 Произвольные движения и их значение для психического развития у младших школьников
2 Характеристика нарушений произвольных движений у младших школьников со спастической диплегией
3 Иппотерапия как метод психологической коррекции
?ыводы по главе 1
?лава 2 Эмпирическое исследование произвольных движений младших школьников со спастической диплегией
1Организация и методы исследования
2Анализ результатов констатирующего этапа исследования
Выводы по главе 2
?лава 3 Коррекционно-развивающая работа по формированию произвольных движений у малдших школьников со спастической диплегией ……………..
Содержание коррекционно-развивающей работы
2 Анализ результатов контрольного этапа исследования
?ыводы по главе 3
br>
список литературы включает ____наименований.
ГЛАВА 1 Теоретические основы особенностей формирования произвольных движений у младших школьников со спастической диплегией
1.1 Произвольные движения и их значение для психического развития младших школьников
Произвольные движения относятся к числу наиболее сложных психических функций человека. Они представляют собой сложную функциональную систему, иерархически организованную, включающую много уровней и подуровней. Произвольные движения - это целый набор различных двигательных актов, регулируемых разного рода эфферентными импульсами [17].
Движение произвольное — внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом на основе потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата. Предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели. ( Н.И. Озерецский).
Движения произвольные - деятельность, направленная на осуществление положительного конечного результата действия (П.К. Анохин). Произвольное движение - это движение целенаправленное.
Человек не рождается с умением делать произвольные движения: этим умением он постепенно овладевает. Уже в первые годы жизни ребёнок научается большинству важнейших движений, причём сначала он делает их непроизвольно. Мы можем совершать произвольно только те движения, которым мы научились. Произвольное осуществление многих движений недоступно нам только потому, что такие движения никогда в нашем опыте не встречались.
Согласно современным представлениям об общих принципах организации произвольного движения, оно имеет в своей основе сложные афферентные пятиуровневые регуляторные механизмы: рубро-спинальный, таламо-паллидарный, пирамидо-стриальный, темено-премоторный и корковый (концепция уровней Н.А. Бернштейна). За счет объединения этих уровней происходит системное непроизвольное и произвольное движение. При поражении любого из этих уровней происходит нарушение движения данного уровня и последующих, где данные движе
- заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Спастическая диплегия – форма детского церебрального паралича, при которой отмечается нарушение нормального функционирования мышц верхних и нижних конечностей, нарушение роста костей, а также отклонение в их развитии, вследствие поражения головного мозга.
Характеризуется:
нарушением мышечного тонуса (по типу спастичности, гипотонии,
дистонии);
ограничением или невозможностью произвольных движений (парезы, параличи);
нарушением равновесия и координации движений (атаксия);
нарушением ощущений движений;
нарушением ощущения тела в пространстве;
Особенно эффективной и действенной иппотерапия является в
практике с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Коррекционные эффекты напрямую связаны со свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу