Возрастные особенности волевой регуляции у подростков и старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
Воля это сознательное регулирование целенаправленной деятельности и поведения, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. С.Л. Рубинштейн писал: "Уже первое, направленное на определенный объект, осмысленное действие ребенка, разрешающего какую-нибудь "задачу", является примитивным "волевым" актом".
Л. Фарбер предлагал разделение воли по феноменологическим характеристикам на две действительности. В первом случае воля рассматривается как целостный опыт личности. Во втором случае воля "сознательная", требующая усилий и необходимости принимать решения.
Воля основана на глубоко осознанной цели, ответственности и чувстве долга. Волевая регуляция у подростков неоднозначна. Это происходит, потому что возрастает общая активность подростка, а механизмы волевой регуляции еще плохо сформированы. Воспитательные воздействия подростками воспринимаются критично, так как они стремятся к независимости, поэтому не всегда могут проявлять волевую регуляцию. Однако, принято говорить, что у подростков слабо развита воля, чем у детей других возрастов. Подростки легко попадают под чужое влияние, ведут себя не по принятым правилам и нормам, плохо организованы, легко поддаются трудностям.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ 7
1.1 Проблема "воли" в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Развитие воли и ее возрастные особенности 19
1.3 Становление волевой регуляции детей школьного возраста и ее специфика у подростков и старшеклассников 26
1.4 Условия и факторы, влияющие на развитие волевой регуляции 32
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Экспериментальное изучение волевых особенностей у подростков 40
2.3 Экспериментальное изучение волевых особенностей у старшеклассников 47
2.4 Сопоставление результатов тестирования и выявление волевых особенностей у подростков и старшеклассников 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басаров, Б. К вопросу о соотношении характера и воли //Проблемы психологии воли. Материалы 4-й научной конференции.- Рязань.: РГПИ, 2012.- С. 19-21.
2. Батыршина, А.Р. А.Ф.Лазурский: экспериментальное исследование воли //Вестник торгово-технологического института. 2016. № 10. С. 125-129.
3. Батыршина, А.Р. Место психологической категории "воля" в отечественной психологии: анализ учебников по психологии //Приволжский научный вестник. 2014. № 11-2 (39). С. 5-9.
4. Батыршина, А.Р. Принцип детерминизма воли в истории отечественной психологии //Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 4. С. 4-13.
5. Виноградова, Е.В. Воспитание эмоционально-волевой культуры старшеклассников //Символ науки: международный научный журнал. 2015. № 9-2. С. 151-153.
6. Головей, Л.А., Рыбалко, Е.Ф. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей// СПб.: Речь, 2002.
7. Добрынин, Н.Ф. Об определении и качествах воли // Тезисы докладов на межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли и формирования волевых качеств личности [Текст]/ Н.Ф. Добрынин// Рязань, 1998.
8. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба. [Текст]/ И.В. Дубровина// Изд. НПО, 1991г.
9. Зеер, Э.Ф., Ларионова, С.В. Психологические особенности саморегуляции эмоционально-волевых состояний курсантов вузов МВД России //Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 1. С. 91-95.
10. Иванников, В.А. Проблема воли: история и современность //В сб.: Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.
11. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Учебное пособие: 3-е издание, Питер, 2006.
12. Иванников, В.А., Монроз, А.В. Сравнительный анализ устойчивых характеристик волевой активности в разных видах жизнедеятельности //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 16-24.
13. Ивашкин, В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия //Проблемы психологии воли.- Рязань, 2018. - С. 19-23.
14. Калин, В.К. Актуальные аспекты теории воли // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции. - Симферополь, 2012.
15. Карабанова, О.А. Возрастная психология: конспект лекций, М.: Айриспресс, 2005. 240 с.
16. Касаткина, Д.А. Эмпирическое исследование волевых качеств и направленности личности //Акмеология. 2019. № 4 (44). С. 82-86.
17. Кедярова, Е.А. Волевая регуляция как фактор деятельности студентов //Известия Иркутского Государственного Университета. Серия: Психология. 2019. № 1. С. 40-46.
18. Кирсанов, В.М. Особенности волевого самоконтроля студентов различных профилей обучения //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 7 (101). С. 67-72.
19. Киселева, А.Е. Об организации эффективного учебно-воспитательного процесса в колонии и психологических особенностях обучения осуждённых //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № T26. С. 6-10.
20. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 2001.
21. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗа. - М.: ГЦ Сфера, 2005.
22. Кулачковская, С.Е. Роль мотива в волевой регуляции поведения ребенка // Материалы Ш научной конференции по проблемам психологии воли. - Рязань: Изд-во пед. ин-та, 2015.
23. Ларионова, С.В. К вопросу об эмоционально-волевой регуляции (саморегуляции) //Правоохранительные органы: теория и практика. 2014. № 2. С. 87-91.
24. Лейкум, Л.Б. Структура сознания и воля как ее элемент.- Рига: ин-т филос. и права, 2019.
25. Макгонигал, К. Сила воли. - М.: Из-во Манн, Иванов, Фербер, 2012.
26. Мальцева, Т.В. Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза//Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 140-144.
Результаты тестирований показали, что учащиеся со слабым развитием силы воли преобладают над учащимися со средним развитием силы воли. У 63% испытуемых, а именно у А.Г., К.К., Ю.П., К.Н., Д.Л., Г.Д., Н.Ч., С.Ч., А.И., В.Т., Ф.С., Т.Д., слабое развитие силы воли. У одного испытуемого, а именно что у Т.Д. в методике "Воля" слабое развитее воли, а в методике "Сила воли" среднее развитие воли, если смотреть на критерии оценки силы воли по второму тесту, то видно, что испытуемая по набранным баллам близка к слабому развитию воли. Исходя, из результатов можно сделать вывод, что у Т.Д. слабое развитие воли. Испытуемым со слабой волей характерны такие качества как: нерешительность, упрямство, суетливость, раздражение, нетерпеливость. Все эти качества мешают быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие.
По данным двух методик у 27% испытуемых, а именно у Р.Т., К.Г., Е Ч., И.Б., В.Ш. среднее развитие воли. Среднее развитее воли характеризуется такими качествами как ответственность, реалистичность, выдержка, встретившись с препятствием, испытуемые преодолевают его, но если увидят обходной путь, тоже им воспользуются. У двух испытуемых, а именно у В.В. и у А.С. в методике "Воля" среднее развитие, а в методике "Сила воли" большое развитие воли, если смотреть на критерии оценки силы воли по первому тесту, то видно, что испытуемые по набранным баллам близки к большому развитию воли.