Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Цель исследования: изучить особенности словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.11.2022
Объем файла
184 Кб
Количество страниц
54
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Обучение детей со зрительными нарушениями ориентированию – важный аспект в их общем развитии, который поможет им чувствовать себя уверенно в окружающей действительности, свободно взаимодействовать с людьми и предметами.
Выполнение этой задачи осложняет тот факт, что детям с нарушением зрения сложно самостоятельно и достаточно быстро освоить это направление в виду того, что дефекты зрения не позволяют детям быть достаточно подвижными и ловкими, у них значительно хуже, чем у нормально видящих детей, развиты пространственные представления, они плохо запоминают их словесные обозначения. Снижение остроты зрения и глазодвигательных функций вызывают ошибки в определении расстояния между предметами, их точное расположение в пространстве относительно себя или предмета. Также трудность для детей с патологией зрения вызывает определение правой и левой стороны тела или пространства относительно себя или другого человека.
В настоящее время исследования мышления является одной из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процесса мышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используя систему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретая при этом характер внутренних умственных действий. Мы думаем, что на данный момент исследование мышления требует более глубокого изучения и анализа, это объясняется развитием всех отраслей существования человечества и еще более скорым развитием в будущем. Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи, проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности и еще очень много неизвестного, непонятного, скрытого. Это требует глубокого познания мира открытия новых процессов, свойств и взаимоотношений человека и всего окружающего его. «Тем не менее, каждый человек что-то о себе думает. Но как он может убедиться в правильности своих мыслей. Наверное, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой. Но человеку известно только его мысли, а не он сам по себе».

 

Содержание
Введение…………………………………………………………….…...……….5
Глава 1. Теоретические основы особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения………………...………8
1.1. Мышление как психический процесс ……………………..……………...8
1.2. Мышление детей старшего дошкольного возраста ...……………..……18
1.3. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………………………………...23
Выводы по 1 главе…………………………………………………………28
Глава 2. Экспериментальное изучение мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения …………….…………………….30
2.1 Методика исследования ……………………………………......................30
2.2 Анализ полученных результатов исследования………………..………..37
2.3 Проект программы, направленный на развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения………………………….49
Выводы по 2 главе…………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………..…………59
Список используемой литературы……………………………………………63

 

Список литературы
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2011. – 736 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2016. – 1105 с.
3. Гудонис, В.К. Опыт и перспективы интегративного обучения детей с нарушениями зрения / В. Гудонис // Дефектология. – 2017. – № 3. – С. 7-15 с.
4. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ Под ред. А.В. Петровского. – М. : Владос, 2012. – 267 с.
5. Денискина, В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Школьный вестник. – 2017. – № 6. – С. 4–
6. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения  / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 244 с.
7. Зак, А.З. Диагностика видов мышления у младших школьников [Текст] / А.З. Зак. – М.:Академия , 2014. – 350 с.
8. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения /М.И. Земцова. – М.: Просвещение, 2013. – 256 с.
9. Коваленко, Б.И. Тифлопедагогика / Б.И. Коваленко,Н.Б. Коваленко, Н.И. Куличева. – М. : Академия, 2015. – 382 с.
10. Костючек, Н.С. Развитие речи учащихся школ слепых (1-Vклассы) [Текст] / Н.С. Костючек. – М. : Владос, 2016. – 299 с.
11. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В.А. Лапшин,Б.П. Пузанов. – М. : Владос, 2014. – 240 с.
12. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих /А.Г. Литвак. – СПб. : Сфера, 2016. – 377 с.
13. Лурье, И.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками  / И.Б. Лурье. – М.: Владос, 2014. – 504 с.
14. Матвеев, В.Ф. Психические изменения у слепых и слабовидящих детей / В.Ф. Матвеев Г.В. Козловская. – М.: Медицина, 2015. – С. 170-179.
15. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников/ Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. – Л.: Издательство ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2014. – 210 с.
16. Плаксина, Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян. – М.: Владос, 2015. – С. 6–38.
17. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника  /Н.Н. Поддьяков. – М. : Педагогика, 2015. – 350 с.
18. Программы специальных (коррекционных) образовательныхучреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред.Л.И. Плаксиной. – М. : Экзамен, 2013. – 256 с.
19. Ростомашвили, И.Е. Личностные особенности подростков с нарушениями зрения // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения / Под ред. Е.М. Папина. – М.: Логос, 2017. – с. 79-88.
20. Сапронова, О.П. Совместная работа тифлопедагога и воспитателя по формированию предметных представлений у детей с нарушением зрения / О.П. Сапронова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 7. – С. 17–24.
21. Солнцева, Л.И. Индивидуальные и групповые различия слепых детей при использовании остаточного зрения  / Л.И. Солнцева // Коррекционная педагогика. – 2017. – № 9. – С. 6-12.
22. Солнцева, Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения / Л.И. Солнцева. – М. : Владос, 2014. – 183 с.
23. Сорокин, В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих  / В.М. Сорокин, // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих. – СП/б. : Питер, 2012. – С. 43-56.
24. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.:Академия, 2013. – 410 с.
25. Специальная психология/ Под ред. В.И. Лубовского. – М.:Академия, 2012. – 494 с.
26. Теплов, Б.М. Новые данные по изучению свойств нервной системы и их психологических проявления/ отв. ред. Э.А. Голубева, Е.П. Гусева. – М.: Наука, 2014. – 490 с.
27. Тихомиров, О.К. Психология мышления  / О.К. Тихомиров.– М.: Академия, 2016. – 318 с.
28. Тупоногов, Б.К. Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения: научно-методическое пособие/ Б.К. Тупоногов. – М.: Академия, 2015. – 172 с.
29. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих  детей / В.А. Феоктистова. – СПб. : Речь, 2015. – 129с.
30. Фомичева, Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: учебно-методическое пособие / Л.В. Фомичева. – СПб. : Сфера, 2016. – 256 с.
31. Хорош, С.М. Обучение слепых дошкольников опосредованной оценки различных свойств предметов / С.М. Хорош. – М.: Академия, 2016. – 352с.
32. Эльконин, Д.Б. Детская психология  / Д.Б. Эльконин. – М. :Академия, 2014. – 304 с.
33. Якиманская, И.С. Развивающее обучение/И.С. Якиманская. – М.: Академия, 2015. – 144 с.
34. Сборник научных трудов участников IV Международной научно-практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования (2-3 апреля 2021г.) / под.общ.ред. А.И. Ахулковой.   Орёл, 2021.- C. 191-194).

 

Этот эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком. Исследовалась логика мышления. Данные проанализированы и представлены в виде таблицы, по которой определялись процессы логического мышления у детей с нарушением зрения. А также была составлена диаграмма уровня логического мышления испытуемых. 
При диагностическом обследовании по данной методике выявлен высокий уровень логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения у 3 детей (Костя Н. 80%, Глеб З. 90%, Михаил Г. 80%). У них хорошо развиты навыки обобщения. Они не ошибались в расширении или сужении обобщающего слова, в описательном характере обобщения, в отсутствии анализа предметов, в их сущностных признаках, умели правильно классифицировать предметы и по видовым, и по родовым признакам. Задача была выполнена быстро. Их ответы составили около 80-90% результата, что свидетельствует о высоком уровне обобщения понятий.