Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Введение
Обществом предъявляются повышенные требования к безопасности подрастающего поколения, особенно детей младшего школьного возраста. Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка отвечает, прежде всего, семья. Однако продолжительную часть времени ученик находится в школе, поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, а именно за формирование у них навыков безопасного поведения.
По утверждению ученых (С. А. Бородай, С. Ю. Головин, В. В. Давыдкина, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие) навыки как автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, входят почти во все виды деятельности человека и составляют подавляющую часть движений, которые мы совершаем. Навыки безопасного поведения человека относятся к группе смешанных навыков. Они образуются путем повторения выученных действий в виде упражнений с участием мышления и речи, когда происходит осмысление навыка.
С. Л. Рубинштейн отмечает, что «по существу навыки являются не столько специфической совершенно самостоятельной формой поведения, сколько его компонентом или механизмом, который строится у человека на основе высших форм сознательного поведения с их исторически обусловленной мотивацией» [45, с. 131].
Содержание
Введение……………………………………………………………………………. 6
1 Теоретические основы формирования навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной деятельности……………..……. 12
1.1 Проблема формирования навыков безопасного поведения человека в научной литературе………………………………………………………….. 12
1.2 Возрастные особенности младших школьников и формирование навыков безопасного поведения....………………………………………… 17
1.3 Внеурочная деятельность – как средство формирования навыков безопасного поведения у младших школьников …………………………. 23
2 Формирование навыков безопасного поведения у младших школьников в процессе внеурочной деятельности………………………………………………. 30
2.1 Сформированность навыков безопасного поведения у младших школьников в процессе внеурочной деятельности …………………………
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию навыков безопасного поведения у младших школьников в процессе внеурочной деятельности…………………………………………………….
2.3 Анализ результатов исследования ……………………........................... 50
Не найдено
В связи с этим ясно, что освоить навыки безопасного поведения должен каждый выпускник любого образовательного учреждения. Решение этой проблемы возможно как в условиях семейного воспитания, так и в процессе обучения и воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях. На наш взгляд, формирование навыков безопасного поведения младших школьников должно характеризоваться относительной целостностью, самостоятельностью и своеобразием. При этом оно само выступает как специфический вид социальной деятельности, представляя собой объект исследования целого ряда наук: философии, педагогики, психологии, медицины и других.
Рассмотрим трактовку понятия «навык». В Педагогическом энциклопедическом словаре записано: «Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля» [38, с. 156]. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой находим такое определение: «Навык – это умение, выработанное упражнениями, привычкой» [36, с. 368].