Отношения участников образовательного процесса современной России: состояние и перспективы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Образовательный процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с учащимися, родителями, общественностью, взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т. п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения.
В педагогической науке образовательный процесс является ключевым понятием. Он является одним из базисов существования человечества, представляет собой характеристику личности, учреждения, область, где теория педагогической науки встречается с практикой. Другими словами, образовательный процесс является деятельностью, направленной на обучение, воспитание и развитие личностных качеств человека с помощью организации процессов учебно-познавательного и учебно-воспитательногохарактера.
В нашей стране исследование проблематики образования всегда было приоритетной задачей в рамках педагогической науки. И хотя линия изучения образования является общей для научных исследований, разные авторы рассматривали педагогический процесс под разными ракурсами.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….8
Глава 1 Образовательный процесс современной России: общая характеристика………………………………………………………………...13
1.1 Образовательный процесс: содержание и специфика понятия...................13
1.2 Функции образовательного процесса……………………………………….26
1.3 Участники образовательного процесса: их права и обязанности. ……….40
Глава 2 Отношения участников образовательного процесса………………..46
2.1 Формы общения участников образовательного процесса…………………46
2.2 Социально-психологические особенности взаимоотношений участников образовательного процесса……………………………………………..57
2.3 Проблемы общения участников образовательного процесса…………….69
2.4 Перспективы отношений участников образовательного процесса в современной России………………………………………………………………..81
Заключение…………………………………………………………………………..91
Не найдено
В настоящее время происходит трансформация общества, происходит формирование нового качества цифровой образовательной среды. Образование всё больше и больше уходит от управления классом учащихся, изложения учебного материала и тестирования как контроля знаний. Серьёзные изменения произойдут во взаимодействии учителя и учеников на уровне межличностного общения. В условиях цифровизации образования меняется традиционная форма обратной связи учителя, как с учениками, так и с другими участниками образовательного процесса (родителями, коллегами, администраций). В условиях цифровой среды увеличивается количество каналов связи, форм и способов взаимодействия. Роли педагогов разделяются на роль учителя-предметника (специалиста в предметной области) и роль педагога-наставника (воспитателя), который помогает обучающимся организовать свою работу, достичь необходимых надпредметных и личностных результатов, требуемых ФГОС. Меняется и роль обучающегося: он должен взять на себя ряд задач по управлению собственной учебной работой вместе с ответственностью за ее результаты.