Развитие мыслительных способностей младшего школьника в 3 классе на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из важнейших целей обучения в школе является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых для полноценной жизни в обществе. Новое понимание результатов образования в рамках введения ФГОС НОО основывается на тезисе развития личности. С этой позиции предметные результаты изучения математики (конкретные знания, умения, навыки) являются лишь органичной составляющей в комплексе результатов обучения предмету и важным средством формирования универсальных (метапредметных) знаний, умений и способов деятельности. Последние как раз и обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит, их формирование является главной целью образовательного процесса в школе. Важной составляющей формирования общей интеллектуальной культуры учащихся является развитие мышления. Математика — как учебный предмет в первую очередь формирует навыки и приемы логического мышления. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, формировать четкие определения, развивают интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы изучения развития мыслительных способностей младших школьников 5
1.1 Понятие и сущность мышления в психолого - педагогической литературе 5
1.2 Возрастные особенности мыслительных способностей у младшего школьника в 3 классе 14
1.3 Условия развития мыслительных способностей младших школьников на уроках математики 21
Глава 2 Эмпирическое исследование развития мыслительных способностей младшего школьного возраста 25
2.1 Организация эмпирического исследования 25
2.2 Программа развития мыслительных способностей младших школьников на уроках математики 27
2.3 Психологический анализ результатов исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Авраменко, К. Б. Развитие математического мышления в процессе изучения задач младших школьников [Электронный ресурс] // Николаевский национальный университет им. В. А. Сухомлинского, Николаев. – URL : http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/4849.pdf
2) Алексеева, О. В. Логическая подготовка младших школьников при обучении математике [Текст] / О. В. Алексеева. – М. : Просвещение, 2007. – 137 с.
3) Андреев, В. И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера [Текст] / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во Казанского университета, 2007. – 208 с.
4) Андреева, Г. А., Краткий педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Андреева, Г. С. Вяликова, И. А. Тютькова. – М. : Дрофа, 2007. – 192 с.
5) Бабаев, О. Мышление как психологический процесс [Электронный ресурс] // Психология. – URL : http://www.coolreferat.com/
6) Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин. – М. : Просвещение, 2000. – 278 с.
7) Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л. Р. Болотина. – М. : Просвещение, 2009.
8) Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / Брушлинский, А.В.. – М. : АМО, 2008.
9) Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 144 с.
10) Гайштут, О. Г. Тренинг интеллекта школьника [Текст] / О. Г. Гайштут. – К.-П. : Феникс, 2004. – 100с.
11) Гамезо, М. В. Общая психология [Текст] / М. В. Гамезо.– М. : Просвещение, 2007. .
12) Гулиуллина, Г. З. Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах. [Электронный ресурс] // Психология. – URL: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/22123.pdf
13) Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст] / О. Б. Дарвиш. – М. : Просвещение, 2003. – 265 с.
14) Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст] / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2003. – 163 с.
15) Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2003. –.
16) Дубрынина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубрынина. – М. : Академия, 2003.
17) Ермолаева, Е. В. Психология развития [Текст] / Е. В. Ермолаева – М. : РАО, 2003. – 372 с.
18) Кагермазова, Л. Ц. Возрастная психология [Текст] / Л. Ц. Кагермазова. – М. : РАО, 2008. – 321с.
19) Карпов, А. В. Общая психология [Текст] / А. В. Карпов. – М. : РАО, 2005. – 415 с.
20) Кожевникова, О. П. Особенности математического мышления младшего школьника [Электронный ресурс] //Студенческая библиотека. – URL : http://studbooks.net/1859222/pedagogika/ osobennosti_matematicheskogo_
myshleniya_mladshih_shkolnikov
21) Колков, И. Особенности развития различных форм мышления у младших школьников [Электронный ресурс] / И. Колков. // Педагогика. – URL : http://ua.coolreferat.com/
22) Копицина, Л. О. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника. [Электронный ресурс] / Л. О. Копицина. // Психология. – URL : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika-mladshego-shkolnika
23) Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
24) Кулагина, И. Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 104 с.
25) Кураев, Г. А. Психология человека [Электронный ресурс] / Г. А. Кураев. // Психология.–URL http://sci-book.com/osnovyipsihologii/individualnyie-osobennosti-myishleniya.html
26) Лаврова, Н. К. Учебно-методические комплексы для начальной школы [Электронный ресурс] / Н. К. Лаврова. // Педагогика. – URL : http://www.materinstvo.ru/art/uchebno-metodicheskie-kompleksy-dlya-nachalnoysh oly
27) Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков.– СПб. : Питер, 2008.— 583 с.
28) Михалова, Р. М. Моделирование текста задачи как средство развития математического мышления младших школьников. [Электронный ресурс] / Р. М. Михалова. // Педагогика. – URL : http://dodiplom.ru/ready/103820
29) Нагорная, О. В. Развитие мышления школьников в процессе обучения математики. [Электронный ресурс] / О. В. Нагорная. // Студенческий научный форум. – URL : http://www.scienceforum.ru/ 2013/171/6708
30) Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
31) Ручкина, В. П. Курс лекций по методике обучения математике в начальных классах [Текст] : учебное пособие / В. П. Ручкина, Г. П. Калинина, Г. В. Воробьева; под ред. Г. П. Калинина. – Екатеринбург, 2009. – 190 c.
32) Севостьянова, Е. С. Развитие математического мышления младших школьников в качестве психолого-педагогической проблемы. [Электронный ресурс] / Е. С. Севостьянова. // Учительский журнал. – URL : http://new.teacherjournal.ru/mladshaya-shkola/210-razvitie-matematicheskogomyshl niya-mladshikh-shkolnikov-v-kachestve-psikhologo-pedagogicheskojproblemy
33) Соколова, Е. Е. Введение в психологию [Текст] : учебное пособие / Е. Е. Соколова, Б. С. Братуся. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
34) Солодилова, О. П. Шпаргалка по возрастной психологии [Текст] / О. П. Солодилова. – М. : ТК Велби, 2005. – 56 с.
35) Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М. : Просвещение, 2008. – 343с.
36) Тихомирова, Л. Ф. Математика в начальной школе [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 96 с.
37) Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей.Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль : «Академия развития», 1997 – 240 с.
38) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Педагогика. – URL : http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2772
39) Хилько, М. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / М. Хилько, М. Ткачева.– М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 371 с.
40) Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / О. В. Чикишева. // Молодой ученый. – URL : http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/
41) Шайхиева, Л. Г. Инновационные системы, процессы и технологии в начальном общем образовании [Текст] / Л. Г. Шайхиева. – Пермь : Пермское книжное изд-во, 2006. – 67 с.
42) Шаповаленко, И. В. Возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.
43) Щербатых, Ю. В. Общая психология [Текст] / Ю. В. Щербатых. – М. : ТЦ «Сфера», 2005 – 175 с.
44) Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
45) Эрдниев, П. М. Обучение математике в начальных классах [Текст] / П. М. Эрдниев. – М. : Просвещение, 2007. – 934 с
Составленная нами программа представляет собой групповые внеклассные занятия по предмету математика, включает специальные упражнения(см. Приложение 3), направленные на развитие отдельных мыслительных способностей.
Программа включает в себя 8 занятий.
Составленная нами программа применялась в урочное время в течение на протяжении недели после проведения констатирующего эксперимента.
Для эффективного развития мыслительных способностей на уроках в начальной школе необходимо следовать чёткому алгоритму (программе), дающей возможность учащимся развивать мыслительные способности поэтапно. Для развития мыслительных способностей младших школьников на уроках математики целесообразно проектировать и создавать развивающую образовательную ситуацию, создавать ситуацию осмысленного, самостоятельного решения задач. Учебный процесс должен быть наполнен заданиями, где ученик будет сравнивать понятия (предметы, явления); понимать различия между общими признаками и отличительными (частными); выделять существенные и несущественные признаки; анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать и т.д.