«Родина» и «отечество»: «мужское» и «женское» в славянской фольклорно-мифологической картине мира

ВКР на тему "«Родина» и «отечество»: «мужское» и «женское» в славянской фольклорно-мифологической картине мира"
Author image
Iskander
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.11.2022
Объем файла
117 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Национальная специфика картины мира обусловлена традициями, обычаями, культурой определенного этноса. Наиболее ярко ее национальные особенности отражаются в паремийном фонде языка, в устном народном творчестве, поэтому вполне логично, что лингвисты характеризуют фольклор, фразеологию языка как сжатые тексты культуры. По сути, фразеологические единицы, пришедшие из фольклора, из мифологии, из верований, формируют особый континуум, который содержит код для понимания менталитета народа, выявления специфики концептуализации объектов реального мира представителями различных этносов. Не случайно в научный обиход и было введено понятие «фразеологическая картина мира», одним из базовых элементов которой являются бинарные оппозиции, представляющие собой одно из уникальных средств познания и описания объектов действительности. Это во многом обусловлено тем, что формирование бинарных оппозиций определяется спецификой человеческого мышления, которое «настроено» на описание мира с учетом

СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1 Представление о мужчине и женщине в фольклоре и традиционной культуре6
1.1Этнокультурная специфика восприятия «мужского» и «женского»6
1.2 Семья в русской культуре и менталитете15
2 «Мужское» и «женское» начало в онтологических константах русской картины мира31
2.1 «Небо-Отец»: отечество как духовная вертикаль31
2.2 «Мать-Земля»: Родина как душевно-телесная горизонталь39
Заключение48
Список использованных источников51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова.– Москва: Русский язык, 2001. – 564 с.
2 Антропова, Н. К. Мужское и женское в культуре / Н. К.  Антропова // АОН. – 2016. – № 2. – С. 69–73.
3 Багичева, Н. В. Образ Родины-матери в русском национальном менталитете / Н. В. Багичева // Лингвокультурология. – 2008. – № 2. – С. 28–33.
4 Багичева, Н. В. Образы матери-Родины и большой семьи в метафорическом онтогенезе / Н. В. Багичева // Политическая лингвистика. – 2016. – № 2. – С. 61–78.
5 Берегова, О. Символы славян / О. Берегова. – Санкт-Петербург : Диля, 2011 – 428 с.
6 Бондарко, А. В. О структуре грамматических категорий (Отношения оппозиции и неоппозитивного различия) // Рhilоlоgy.ru. – URL: httр://www.рhilоlоgy.ru/linguistiсs1/bоndаrkо-81.htm (дата обращения: 20.05.2022).
7 Валенцова, М. М. Отражение категории «мужской-женский» в календарной обрядности славян / М. М. Валенцова. – Москва : Индрик, 1999. – 594 с.
8 Гриченко, Л. В. Концептуальная оппозиция «богатство-бедность» в пословичной картине мира русского народа / Л. В. Гриченко // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – № 3 (16). – С. 31–35.
9 Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В. П. Жуков. – Москва : Русский язык, 2000. – 544 с.
10 Зимин, В. И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений / В. И. Зимин. – Москва : АСТ-Пресс, 2019. – 736 с.
12 Калугина, Е. Н. Метафорические наименования мужчины и женщины в субстандарте английского языка / Е. Н. Калугина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.– 2012. – № 2. – С. 44–51.
13 Карасик, В. И. Антология концептов / В. И. Карасик, И. А. Стернин. – Москва : Гнозис, 2007. – 512 с.
14 Картушина, Е. А. Гендерные аспекты фразеологии в массовой коммуникации // Человек и Наука. – URL: httр://сhеlоvеknаukа.соm/gеndеrnyе-аsреkty-frаzеоlоgii-v-mаssоvоy-kоmmunikаtsii (дата обращения: 23.05.2022).
 

«Так, в случае бессилия или бесплодия мужа женщина с согласия семьи, а иногда и по ее инициативе отдавалась постороннему мужчине, часто священницу, чтобы не затух род. Родившийся ребенок считался законным, и отцовство приписывалось мужу, а не биологическому отцу. К услугам посторонних прибегали и в случае рождения слабого, болезненного потомства. Невенчанные браки, а также многоденство и многомужество были распространены и среди русского населения в ранний период заселения Сибири, оттуда выражение сибирский брак (ХVII–ХVIII вв.)» [30, с. 614].
Традиция незаконного сожительства с родственниками мужа, прежде всего с его отцом, реже с братьями, известная у русских под названием снохачество, была известна и на Балканах. Она нашла отражение в фольклоре южных славян. Так, по преданию племени кучи, жена погибшего Марка уговаривает свекра вступить с ней в связь, дабы продлить его род.
Семья воспринимается прежде всего как «живой организм, способный к воспроизводству