Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении человека как личности. Именно в этот период закладываются все качества личности, раскрываются ее способности. Память- важнейшая характеристика психической жизни, поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.
В дошкольном возрасте доминирующей является образная память. Её перестройка связана с изменениями в разных сферах психической жизни ребенка. Для образования полноценного представления недостаточно только созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношения между выделенными частями, деталями, объектами. Поэтому образная память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия, обеспечивающейся аналитико-синтетической деятельностью. Повышение эффективности образной памяти обусловлено развитием мыслительных операций, формированием умственных действий
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА7
1.1 Проблема образной памяти в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста 16
1.3 Особенности развития образной памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха 26
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 33
2.1 Организационные аспекты исследования 33
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Астапов, В.М., Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / Астапов В.М.. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-4486-0822-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88171.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Афонькина, Ю. А. Особенности развития произвольной образной памяти у старших дошкольников в процессе дидактической игры [Текст] / Ю.А. Афонькина. - Москва: Просвещение, 1996. - 180 с.
Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие /Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - Москва: ЛКИ, 2007. - 196 с.
Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст] / Т.Г. Богданова. - Москва: Академия, 2002. - 360 с.
Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова. - Москва: Просвещение, 2007. - 300 с.
Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - Москва: ЧеР, 1998. - 816 с.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Психология, 2000. - 198 с.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: Омега-Л, 2005. - 336 с.
Горькина, Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / Е.В. Горькина // Молодой ученый. - 2011. - №5. - Т.2. - С. 135-137.
Детская практическая психология [Текст] / Под ре
На третьем - самостоятельно ставит мнемическую цель и достигает ее, возникает саморегуляция.
Таким образом, у детей вплоть до 3-4-летнего возраста память носит преимущественно непреднамеренный характер: ребенок не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить, не владеет способами и приемами запоминания и воспроизведения.
С 4-5 лет начинает формироваться и приобретать большое значение произвольное запоминание. Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.
Рассмотрим особенности развития образной памяти в дошкольном возрасте.
К началу младшего дошкольного возраста складывается зрительная образная память.