Формирование нравственных представлений у старших дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана с нравственным кризисом в современном обществе. В настоящее время, в связи с изменением нравственно-ценностных ориентиров и становлении новых социально- экономических отношений, повлекло за собой смену социо-культурных и нравственных ориентиров. Новые поколения российских граждан воспитываются в идеологическом вакууме, который немедленно заполняется далеко не лучшими идеями и образцами западной культуры. Осознавая эту истину нельзя не согласиться с мнением С.А. Козловой: «В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять» [36].
Формирование нравственных представлений — это сложный процесс последовательных взаимодействий педагога и детей, направленных на развитие нравственных чувств ребенка; способность жить согласно принципам и нормам морали, выработка прочной системы привычного, повседневного нравственного поведения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности
1.1 Сущность понятия «нравственные представления»
1.2 Психолого-педагогическиеособенностиформированиянравственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-поисковая работа по диагностике результатов формирования нравственныхпредставленийудетейстаршегодошкольноговозрастав полихудожественной деятельности
2.1 Диагностическое исследование уровня формирования нравственных представлений у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно- поисковой работы
Глава 3. Содержание работы по формирования нравственных представлений у детейпоисковой работы старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аксенов, Д. Ю. Библиотека художника. Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс] // Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних, высших учебных заведений. 2000. URL: http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm (дата обращения 05.05.2015).
- Аманбеккызы, Ж. // Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ж. Аманбеккызы, У.Б. Ибрагимова // Международный журнал экспериментального образования №1. — 2014. —№3. — С. 15-16.
- Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе — СП б.: «Детство - Пресс», 2011. — 528с.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 2018. — 479с.
- Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств [Текст] /А. В. Бакушинский. — М.: «Дрофа», 1925. — 180с.
- Барышева, Т. А. Творчество на уроках искусства в начальной школе // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т. А. Барышева. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 345c.
- Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург 2000. URL: http://www.psyoffice.ru/6-1010-kalendarnye-prazdniki.htm (дата обращения 05.05.2021).
- Берсеньева, К. Г. Большой сборник пословиц [Электронный ресурс] // Пословицы. 2019. URL: http://posloviz.ru/category/otec/ (дата обращения 3.03.2021).
- Берсеньева, К. Г. Пословицы [Электронный ресурс] // Пословицы и поговорки. 2018. URL: http://deti-i-vnuki.ru/russkie-poslovitsyi-o-seme-dlya-detey/ (дата обращения 03.03.2021).
- Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. — М.: Просвещение, 2020. — 213c.
Все это способствует к осознанному мышлению и осознанию своих поступков. Умению договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками. Выражает через собственное творчество ребенка, его нравственные представления (деятельностно-поведенческий критерий).
Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает полихудожественная деятельность. Так как при создании своих работ они переживают те события, которые отражены в произведении, позволяя окунуться в традиции русского народа. Следовательно, полихудожественная деятельность является неоценимым средством формирования нравственных представлений для детей старшего дошкольного возраста, позволяющий приобщить детей к истокам устной художественной, прикладной и фольклорной культуре, формируя нравственные представления личности.
Рассмотрим методики полихудожественной деятельности: