Уровень культуры поведения младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что на сегодняшний день в практике воспитания младших школьников такое явление как культура поведения является краеугольным камнем. Это связано с тем, что семьи по-разному воспитывают своих детей, внедряют в их сознание различные принципы этики, нравственности и морали. Кроме того, в российском обществе на сегодняшний день ярко выражена социальная стратификация и аспект многонациональности и многоконфессиональности, что также не позволяет педагогам создать единую систему воспитания культуры поведения учащихся.
Противоречия: между существующими средствами внеурочной деятельности для формирования культуры поведения у младших школьников и уровнем использования их педагогами.
Проблема исследования: существует противоречие между реализацией внеурочной деятельности для формирования культуры поведения у младших школьников и недостаточной разработанностью средств внеурочной деятельности для формирования культуры поведения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Культура поведения: понятие, условия воспитания 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 13
1.3 Методы и приемы воспитания культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности 27
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1 Результаты исследования на констатирующем этапе педагогического эксперимента 34
2.2 Система внеурочной деятельности, направленная на формирование культуры поведения у младших школьников 36
2.3 Результаты сформированности культуры поведения на завершающем этапе педагогического эксперимента 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2013. – 200 с.
Бирина, О.В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. –№ 8-2, 2014. – С. 438-443.
Бобков, Ф.А., Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. – М.: Просвещение. – 1982. – 159 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000023/index.shtml
Буйлова, Л. Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 930-937.
Валиева, Ф.Г. Формирование навыков культуры поведения у детей младшего школьного возраста. – Киберленика. – 2009. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-kultury-povedeniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zreniya
Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – СПб.: Питер. - 2012. – 304 с.
Воронина, Н.Н. Формирование культуры поведения младших школьников. – Социальная сеть работников образования. – 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/04/07/formirovanie-kultury-povedeniya-mladshikh
Выявление исходного уровня сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста. – Deal Education. Новая педагогика. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dealeducation.ru/gowems-1484-1.html
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. - 2013. – 512 с.
Ганошенко, Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 64 с.
Гордеева, М. О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2015. – 336 с.
Данилов, В.Н. Методика преп
Руссо: гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность [36].
Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется:
1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.
2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.