Использование материала славянских языков при изучении лексики и фразеологии русского языка в 5-6 классах

Курсовая работа на тему "Использование материала славянских языков при изучении лексики и фразеологии русского языка в 5-6 классах"
Author image
Iskander
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
13.11.2022
Объем файла
67 Кб
Количество страниц
25
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы, среди которых как непременное условие обозначено осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.
С этой точки зрения изучение славянизмов на уроках русского языка обусловлено их значимостью не только в истории языка, но и в духовном развитии русского народа. Русский литературный язык отразил важную историческую веху мирового значения – принятие русским народом христианской религии и вместе с ней греческого культурного наследия.
Книжная и абстрактная лексика современного русского языка включает большое количество лексики старославянского происхождения. Включаются в основном слова отвлеченной семантики, которые относятся к области религии.
Однако, проанализировав современные учебно-методические комплексы по русскому языку и увидев не только сжатость изложения теоретического 

Содержание
Введение

1 Теоретические основы изучения лексики и фразеологии на современном этапе развития школьного образования
1.1 Специфика работы над лексикой и фразеологией в школьном курсе русского языка
1.2 Славянизмы и их роль в школьном курсе лексикологии и фразеологии
2 Методические аспекты работы по лексике и фразеологии
2.1 Анализ материалов по изучению славянизмов в современных учебно-методических комплексах по русскому языку
2.1 Методические рекомендации по работе с церковнославянской лексикой в школьном курсе русского языка
Заключение
Список использованных источников

Список использованных источников

1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Практика : 5-9 классы : учебник / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2018. – 318 с. – ISВN 978-5-358-10611-6. – Текст : непосредственный.
2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Углубленное изучение : учебник / В. В. Бабайцева. – 8-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2019. – 415 с. – ISВN 5-358-00691-5. – Текст : непосредственный.
3. Баурина, Е. В. Методические аспекты обучения фразеологии в русской школе / Е. В. Баурина // Rhema. Рема. – 2011. – № 4. – С. 93–102.
4. Богатова, Г. А. История слова как объект русской исторической лексикографии / Г. А. Богатова. – М.: Наука, 1984. – 255 с. – Текст : непосредственный.
5. Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка. Этимология // Ф. И. Буслаев. – М.: URSS, 2016. – 288 с. – ISВN 978-5-9710-3457-5. – Текст ; непосредственный.
6. Виноградов, В. В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв. / В. В. Виноградов. – Москва: Наука, 1978. – 324 с. – Текст : непосредственный.
7. Винокур, Г. О. О славянизмах в современном русском языке / Г. О. Винокур. – Текст : непосредственный // Избранные работы по русскому языку – 2019. – №4. – С. 443-462.
8. Волкова, Е. В. Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе / Е. В. Волкова // Молодой ученый. – 2014. – № 15. – С. 394–397.
9. Воробьева, Т. В. Исследовательские методы при изучении лексики / Т. В. Воробьева // Филологический класс. – 2008. – № 20. – С. 47–52.
10. Гаврилов, В. В. Обучение фразеологии на уроках русского языка в 6 классе средней школы на основе освоения фразеологически связанных (символических) значений : автореф. дис. … канд. пед. наук / Гаврилов Виктор Викторович ; Московск. пед. гос. ун-т. – М., 2001. – 258 с. – Текст : непосредственный.
11. Дворяк, М. И. Особенности изучения фразеологических единиц русского языка в школе / М. И. Дворяк // Русский язык в школе и дома. – 2009. – № 1. – С. 16–18.
12. Живов, В. М. Роль ру

овладеть грамотными правописными навыками, культурой речевого общения и дать прочные знания о языке как сложной системе, живущей по особым правилам, развивающейся и постоянно совершенствующейся.Славянские языки, являющиеся предшественниками современного русского литературного языка, всегда принимали большое значение в процессе развития языка и литературы. Образование, базирующееся на изучении этих языков, является источником сохранения богатства и развития современного состояния языка, что позволяет задуматься о внимательном изучении старославянизмов как обязательной составляющей современного образования.
В современной школе старославянизмы не только могут изучаться в классах гуманитарного направления, но и должны быть представлены на уроках русского языка и на разных факультативах общеобразовательного профиля.
От учителя-словесника требуется привлекать исключительно те исторические данные, которые показывают процесс развития языка, пояснять внутреннюю логику и обращать