Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Введение
Проблема эмоционального развития ребенка в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса психологов. Это не случайно, так как к концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически всех психологических новообразований. Первое исследовательское поведение выглядит как эмоциональный ответ на незнакомый объект или ситуацию. Первое правило усваивается вместе с экспрессивной реакцией мамы. Любой психолог–практик, работающий с детьми, мог бы продолжать этот ряд бесконечно. При том, что все исследователи детства так или иначе обращаются к эмоциональности и уже накоплен огромный эмпирический материал, вопрос о теоретическом осмыслении этой проблемы стоит очень остро. Выготский Лев Семенович был в числе первых отечественных психологов, пытавшихся включить фактор эмоциональности в свою концепцию развития, и хотя в его теории собственно эмоциональность не рассматривается ни в качестве услов
Оглавление
Введение …………………………………………………………………….2
Глава 1.Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника………………………………………………………………5
§1 Проблема развития эмоциональной сферы личности младшего школьника в психолого-педагогических исследованиях ………………………5
§2 Возрастные особенности эмоциональной сферы личности младшего школьника………...………………………………………………………………..9
§3 Развитие эмоциональной сферы личности младшего школьника в различных моделях обучения…………………………………………………… 15
Выводы по 1 главе …………………………………………………………22
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста………………………………..23
§ 1 Организационная часть………………………………………………...23
§ 2 Методы исследования……………………………………………….....25
§ 3 Результаты исследования……………………………………………...29
Выводы по 2 главе ………………………………………………………….31
Заключение ……………………………………………………………….....32
Список литературы…………………………………………………………..33
Список литературы
Дубровина И.В., Прихожан В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.: «Академия», 2001. - 62с.
Игнатьева Е.И. Психология / М.: «Просвещение», 1965. – 49 c.
Цветкова Л.С. Хрестоматия по возрастной психологии / М.: Академия, - 201 c.
Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. / Л.: Медицина, 1982. - 35c.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии / М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - с.38
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» / Ярославль, «Академия развития», 1997. – 201 c.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / Москва, Просвещение, 1979. – 64c.
Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. / Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. – 91 c.
Певзнер М.С., «Дети с отклонениями в развитии» / М., 1966. – 58 c.
Рубинштейн С.Я. «Психология умственно отсталого ребенка» / М., 1990. - 16 c.
Лебединский В.В., «Нарушения психического развития у детей», 1985 – 3 c.
Забрамная С.Д., «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе» / М., 1993. – 90c.
Петрова В.Г., И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников» / М., Академия, 2002. – 8 c.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. / М.: Педагогика, 1990. – 71 c.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. / М. : Изд-во МГУ, 1976. – 27 c.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979. -288с.Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. / Л. : Медицина, 1990. -176с.Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн. : Университетское, 19888. -399с.Журнал «Семья
отрицательно оценивает друга преимущественно на основании того, что его друг лично делает для него. Предъявляемые требования к своему другу ребенок этого возраста не всегда относит к себе, он еще не осознает того, что дружба должна строиться на равенстве прав и взаимных обязанностях. Отсюда — ответственность за сохранение или прекращение дружеских взаимоотношений ребенок этого возраста, как правило, перекладывает на своего друга, «Моя подруга Света очень хорошая, она не спорит со мной, она всегда со мной во всем согласна. Когда позову гулять или поиграть, она никогда не отказывается. А Женя была плохая подруга, все хотела делать по-своему, не уступала мне. Теперь я с ней не дружу».
Дети этого возраста (I—II класс) - еще только входят в жизнь коллектива, они не научились строить свои отношения на взаимном уважении друг друга, у них еще слабо развито чувство личной ответственности перед товарищами, перед коллективом — все эти моральные качества у них находятся на первоначальной стад