Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте

В дипломной работе раскрыта сущность проблемы межличностных отношений, условия и факторы их развития в подростковом возрасте; выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками; изучены особенности межличностных отношений подростков со сверстниками; разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками.
Author image
Anya
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.11.2022
Объем файла
172 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый период - это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Подросток много думает о себе, и возникающее у него чувство взрослости начинает определять его оценки и самооценки, отношение к своим поступкам, поступкам сверстников, старших. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
1.1 Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных ученых
1.2 Условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3 Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
2.1 Характеристика объекта и методов исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования
2.3 Рекомендации по развитию межличностных отношений в подростковом возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аминов У.К., Аминова Д.К. Влияние стиля педагогического общения на межличностные отношения подростков //Современные проблемы психолого-педагогического образования. Материалы региональной научно-практической конференции К 120- летию со дня рождения Ж.Ж. Пиаже. Ответственный редактор К.А. Ахмедпашаева. 2016. С. 155-162. 
  2. Анпилогова С.А. Влияние дистанционного образования на межличностные отношения подростков (в период COVID-19) //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под редакцией Н.Е. Лукьянова. Новосибирск, 2020. С. 42-43.
  3. Братчикова Н.Н. Межличностные отношения подростков в учебной группе //Образование и наука в России и за рубежом. 2019. № 4 (52). С. 115-122. 
  4. Васильева П.В., Ноговицына Н.М. Агрессивность подростков и межличностные отношения //Инновации и традиции педагогической науки - 2018. Сборник материалов ХVIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 86-89.
  5. Великова С.А. Межличностные отношения подростков, воспитывающиеся в полных и неполных семьях //Психология учебной и профессиональной деятельности. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. 2018. С. 18-25.     
  6. Гаврилова К.А., Хапсирокова Д.Т. В системе поликультурной образовательной среды //Фундаментальные и прикладные научные исследования: Вопросы и перспективы развития. социальное и экономическое развитие в XXI веке. Особенности развития современной науки: актуальные вопросы, открытия и перспективы. Материалы II и IV Международных научно-практических конференций. 2019. С. 92-96.
  7. Гаранина Ж.Г., Тимофеева А.В. Влияние агрессивности на межличностные отношения подростков //Огарёв-Online. 2021. № 16 (169).        
  8. Гармаева Т.В., Дунаева А.Е. Межличностные отношения младших подростков со сверстниками в реальном и виртуальном пространстве //Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 1. С. 40-44.
  9. Гребенникова Е.В. Уровень одиночества и межличностные отношения у подростков //Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2013. С. 134-136.
  10. Гуськова И.А. Межличностные отношения родителей и детей-подростков //Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 96-102.

Каково бы ни было воспитание в отрочестве, обособление от родителей дается подростку нелегко. Обособление, связанное с повзрослением, необязательно происходит именно в отрочестве. Оно может произойти и в более старшем возрасте.

Проявляющееся в отрочестве чувство взрослости толкает подростка к тому, чтобы освоить новые для себя «взрослые» виды взаимодействий. Этому способствуют бурное телесное развитие и идентификации подростка со взрослыми.

Эти факторы существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу как к представителю другого пола. Подростку становится особенно важно, как относятся к нему другие. С этим связывается собственная внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя соответствуют половой идентификации: «Я как мужчина», «Я как женщина». Особое значение придается личной привлекательности - это имеет первостепенное значение в глазах сверстников [26, с.51].