Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ручным трудом
ВВЕДЕНИЕ
Педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Ум малыша – на кончиках пальцев» [52]. Это выражение определяет истинный тип становления ребенка, так как большое количество нервных окончаний находится на ладошке. Именно от рецепторов информация поступает в мозг и там обрабатывается. Данные зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов сопоставляются с данными осязательных рецепторов.
Мелкая моторика – область двигательных функций организма и связанныхс ними физических и психических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и моторику тела (ходьба). Мелкая моторика– волшебное словосочетание, о котором уже известно всем и каждому. Моторику формируют пальцы рук и ног. Это происходит благодаря формированию мелких мышц рук и ног.
Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, интересом, речью, фантазией, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью). На протяжении всего дошкольного возраста данный материал
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………................
Глава I. Теоретические основы развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста…….................................6
1.1. Определение понятия «мелкая моторика» в современной психолого-педагогической и методической литературе………………………………..6
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного
Возраста……………………………………………………………………….11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………16
1.4. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ручным трудом…………………….……………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………...…………25
Глава II. Эмпирическое исследование мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста …………………..........................................................27
2.1. Организация и проведение диагностики мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста …..……………………………………………………27
2.2. Программа по развитию мелкой моторики у старших дошкольников.………………………………39
2.3. Анализ результатов исследования………………………………………47
Выводы по второй главе………………………………………………………53
Заключение…………………………..…………………………………...........73
Список литературы……………………………………………………………76
Приложение……………………………………………………………… … ..78
Литература
1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. – М., 1991.
2. Архипова, И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника / И.А. Архипова; У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 – 224 с.
3. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. – М., 1995.
4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
5. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева. – М., 1993.
6. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001
7. Безруких, М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов / М.М. Безруких, Л.В. Морозова. – М., 1996.
8. Безубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет / Г.В. Безубцева, Т.Н. Андриевская. – М.: Издательство ГНОМиД, 2003 – с. 120
9. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.
10. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / В.Л. Белкина. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005 –
«центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние [68, 84].
Необходимость и важность тонких движений пальцев осознана и признана педагогами и врачами. Давно установлено, что в формировании речевых зон в коре больших полушарий важная роль отводится развитию кисти руки, так как именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Педагоги дошкольных образовательных учреждений строят комплексные занятия, включающие физкультминутки, пальчиковые игры и прикладной блок – оригами, пальчиковый театр.
Цель пальчиковой гимнастики – стимулировать развитие речевых зон коры головного мозга, а также способствовать развитию социальной зоны руки (первые три пальца и смежная с ними часть ладони) и смежного с ней двигательного поля в коре