Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с природой

Дипломная работа, в которой изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования; проанализирована сущность, критерии, факторы и особенности развития наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста в рамках познавательной деятельности; рассмотрен процесс развития наблюдательности у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой и дана классификация видам наблюдений.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.09.2022
Объем файла
1346 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Проблема развития наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста является актуальной ввиду того, что наблюдательность является необходимым компонентом различных образовательных и воспитательных занятий в дошкольной образовательной организации, а также обязательным условием успешной развивающей и обучающей деятельности. От умения детей старшего дошкольного возраста наблюдать зависит в будущем их успешность обучения в школе. Зарождаясь еще в раннем детстве, наблюдение на протяжении дошкольного возраста проходит большой путь развития и постепенно становится самостоятельной деятельностью, направленной на познание окружающего, т.е. познавательной деятельностью. И чем раньше развивать умение наблюдать, тем более положительное влияние оно окажет на общее развитие дошкольника.
Во многих работах развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью, т.е. интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л.И. Божо

Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….. 7
1.1 Сущность, критерии и факторы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста……………………………………………………….. 7
1.2 Особенности развития наблюдательности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………... 14
1.3 Развитие наблюдательности у дошкольников в процессе ознакомления с природой. Классификация видов наблюдений…………... 20
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 26
2 Эмпирическое исследование развития наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с природой.. 29
2.1 Организация педагогического исследования. . .Выявление исходного уровня развития наблюдательности у старших дошкольников…………… 29
2.2 Реализация проектной деятельности «Развитие наблюдательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования»………………………………………………………………….. 39
2.3 Анализ результатов проведенного исследования………………………. 47
Выводы по главе 2……………………………………………………………. 54
Заключение……………………………………………………………………. 57
Список использованных источников………………………………………... 61
Приложение А Алгоритм организации наблюдений за ростом растений... 69
Приложение Б Методическая консультация для родителей подготовительной группы «Развиваем наблюдательность у детей»……… 70
Приложение В Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наблюдательности и ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………... 72

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ // Российская газета. – 2012. – 31 дек.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. // Российская газета. – 2013. – 25 нояб.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

5. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 1 июля 2013 г. № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов.

6. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. /З.Ф. Аксенова – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.; - (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»).

7. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для академического бакалавриата / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева ; под ред. Н.Д. Андреевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018 - 206 с.

8. Броновицкая, К.Ю. Картотека игр на развитие внимания, памяти, наблюдательности и ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста / К.Ю. Броновицкая // Методический журнал «Ребенок в детском саду». – 2021. - № 2 (18). - С. 41-47.

9. Волобуева, Ю.В. Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе наблюдения за объектами и явлениями природы / Ю.В. Волобуева, И.В. Богуцкая. - Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2021 г.). - Краснодар : Новация, 2021. - С. 1-5.

10. Воспитание наблюдательности в процессе ознакомления дошкольников с природой / Л.С. Мишкевич // Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». – 2019. - № 8 (14). - С. 34-38.

11. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие / В.Г. Фокина; О.М. Газина. - Москва : Издательство Прометей, 2018.- 254 с.

12. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2019. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

13. Гладко. М.А. Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания // Методический журнал «Ребенок в детском саду». – 2018. - № 5 (11). - С. 28-33.

14. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О.М. Газина [и др.] ; под редакцией О.М. Газиной, В.И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019.- 111 с.- (Образовательный процесс).

15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2018. - 464 с.: ил. - («Серия Учебник для вузов»).

16. Завьялова, Т.П. Методика обучения и воспитания в области экологического дошкольного образования : учебное пособие для вузов / Т.П. Завьялова. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 228 с. - (Высшее образование).

17. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание старших дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2017. - 128с.

18. Калитина, Е.С. Развитие наблюдательности детей старшего дошкольного возраста в ходе экологического воспитания // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2018. №36.

19. Картотека дидактических игр по познавательному развитию для детей старшей группы / В.А. Бондарева // - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 6 (96). - С. 421-426.

20. Керимова, С.С. Особенности работы воспитателя по формированию наблюдательности детей дошкольного возраста / С.С. Керимова, 

З.И. Мустафаева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 8 (112). - С. 968-970.

21. Копина, А.В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность и взаимодействие с природой / А.В. Копина. - Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 4 (10). - С. 22-25.

22. Козина, Е.Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для среднего профессионального образования / 

Е.Ф. Козина. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 454 с. - (Профессиональное образование).

23. Козлова, С.А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.А. Козлова, 

Н.П. Флегонтова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 202 с.

24. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. - 352 с.

25. Кудинова Н.В. Особенности процесса наблюдательности дошкольников 6-7 лет / Н.В. Кудинова // Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика». – Питер., 2020. - № 3 (24).

26. Лисицына, Т.Б. Экскурсия как метод развития наблюдательности у детей дошкольного возраста / Т.Б. Лисицына. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 6 (41). - С. 401-404.

27. Методика развития наблюдательности у дошкольников в процессе фенологических наблюдений за растениями [Текст] / Л.В. Турикова // Библиотека журнала «Дошкольное воспитание». - №6 (34).

28. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н.В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н.В. Микляевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 434 с. - (Профессиональное образование).

29. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 184 с.

30. Методы и этапы психодиагностического исследования / Н.К. Голевич // Справочник педагога-психолога (Детский сад). – 2020. - № 7 (31).

31. Миронов, А.В. Экологическое воспитание дошкольников : учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Миронов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 263 с. - (Профессиональное образование).

32. Мир природы и ребенок / О.И. Калинина // Практический журнал с библиотекой «Воспитатель ДОУ». - №12/2020.

33. Наблюдение как основной метод экологического образования. Методика руководства разными видами наблюдений / А.С. Макарова, 

И.В. Шевченко // - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 5 (29). - С. 245-250.

34. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 5. – С. 14-18.

35. Нешина, А.В. Воспитание у дошкольников познавательного отношения к природе / А.В. Нешина // Методический журнал «Ребенок в детском саду». – 2019. №7. – С. 19-23.

36. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О.В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.

37. Организация и методика руководства за наблюдениями в разных возрастных группах / Овсяная Марина Алексеевна // Инфоурок. Дошкольное образование. – 2019.

38. Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве / О.И. Болотова, О.А. Гурьева // Научно-практический журнал «Дошкольное воспитание». 2020. - № 2 (18).

39. Проверяем готовность ребенка к школе / Лидия Панькова. – 2020. – 26 с. (Серия «Первоклассным родителям»).

40. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О.О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 425 с. – (Профессиональное образование). - Текст : непосредственный.

41. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л.Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 275 с.

42. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) / А.Д. Муратова, В.Е. Свинцова // - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 4 (56). - С. 128-134.

43. Психология развития и возрастная психология / С.И. Самыгин, 

И.Н. Алексеенко, В.И. Бондин [и др.]. – Ростов-на-Дону : Общество с ограниченной ответственностью «Феникс», 2021. – 318 с.

44. Психолого-педагогическая диагностика: учебно-методическое пособие / Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова. – Краснодар: КГУФКСТ, 2019. – 251 с.

45. Развитие наблюдательности и любознательности дошкольников / К.М. Носова // Международный образовательный портал. - 2017. С. 29-32.

46. Развиваемся во взаимодействии с природой родного края / Г.М. Крашенникова // «Дошкольник. Младший школьник». – 2019. - №9.

47. Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством ознакомления с природой и проектной деятельности // 

Н.С. Волкова // Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». 2018. - № 4 (31). С. 112-118.

48. Развиваем наблюдательность у детей. Игры, упражнения на развитие наблюдательности и внимательности / В.А. Черемшанина // «Я – родитель» - 2021. - № 7 (15).

49. Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возрасте в процессе организации дежурств по уголку природы / А.Г. Карпова // - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (28). - С. 217-221.

50. Руководство наблюдениями в разных возрастных группах ДОУ / Л.А. Полева // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок». 2021. - № 3 (9). С. 19-23.

51. Рыжова, Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Часть 1. Картотека воспитателя. ФГОС ДО (43 карточки для планирования и организации исследований природы с детьми старшего дошкольного возраста) / Под. ред. Печерская А.Н. // Издательство: Русское слово, 2019 г. – 86 с. (Серия: Мозаичный парк).

52. Сущность наблюдения как вида познавательной деятельности, формирующейся в дошкольном возрасте. Структура и виды наблюдений / 

Н.С. Гаврилова. - Текст : непосредственный // «Студенческий вестник». - 2019. - №6. - С. 56-61.

53. Стрелкина, Н.В. Психологическая диагностика в детском саду / Н.В. Стрелкина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 2 (38). - С. 341-345.

54. Смирнова, Е.О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 223 с. - (Бакалавр. Академический курс).

55. Стадина, Л.М. Фенологические наблюдения как средство развитие наблюдательности у дошкольников / Л.М. Стадина // Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч». – 2021. №2.

56. Старший дошкольный возраст, психологические характеристики / С.М. Бессонова // Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2021. - № 7 (22).

57. Танхаева, Е.Р. Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста / Е.Р. Танхаева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (137). - С. 596-599.

58. Теоретические основы дошкольного образования : учебник для среднего профессионального образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова ; под общей редакцией Н.В. Микляевой. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 496 с. - (Профессиональное образование).

59. Теоретические основы дошкольного образования : Учебник / 

И.Э. Куликовская, Р.М. Чумичева, А.Ю. Белогуров. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 170 с.

60. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ярославль: Академия развития, 2019. - 256с.

61. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе в процессе наблюдения / Н.А. Лабутина // Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». – 2019. - № 6 (19).

62. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И.В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.

63. Экологическое воспитание детей в условиях ДОО / 

Н.А. Сашинская. // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок». 2020. - № 8 (22). С. 37-42.

64. Экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.В. Тотай [и др.] ; под общей редакцией А.В. Тотая, А.В. Корсакова.- 5-е изд., перераб. и доп.- Москва : Издательство Юрайт, 2020.- 352 с. - (Профессиональное образование).

65. Яковлева, Л.К. Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возрасте в процессе проведения экологических экскурсий / 

Л.К. Яковлева - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 9 (41). - С. 392-396.

При выборе тех или иных методов обучения, необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату, а использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности. Наблюдение, как деятельность, определяет возможности общего умственного развития. И именно в наблюдение, дошкольник проходит все ступени мышления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.
У дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим «проводником» в природу и ее явлений. Оно расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни природы.