Логопедическая работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В современной логопедии фонематическое восприятие определяется как слухо – произносительная дифференциация звуков речи.
Многие авторы уделяли огромное значение состоянию фонематического восприятия у детей с речевыми расстройствами. Р. Е. Левина отмечает, что в основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия, которые могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер.
Значительное количество речевых нарушений так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка.
Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический аспект формирования фонематического слуха у детей с дизартрией……………………………………………………………………..7
1.1. Понятие дизартрии, специфика проявления речевого нарушения……...7
1.2.Развитие фонематических процессов в онтогенезе……………………...10
1.3. Обзор современных логопедических технологий по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией………………………………………14
Выводы по первой главе ………………………………………………………19
Глава 2. Исследование сформированности фонематического слуха у детей с дизартрией…………………………………………………………………………….21
2.1 Организация и методика исследования фонематического слуха у детей с дизартрией…………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты проведения констатирующего эксперимента………………22
Выводы по второй главе……………………………………………………….41
Глава 3. Логопедическая работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией……………………………………………………………………42
3.1 Организация и содержание формирующего эксперимента……………..42
3.2Анализ результатов экспериментальной логопедической работы………………………………………………………………………………....48
Выводы по третьй главе………………………………………………………55
Заключение…………………………………………………………………….56
Список литературы……………………………………………………………59
Приложения……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Акименко, В. М. Новые педагогические технологий : учеб.-метод. Пособие / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 105 с.
2.Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 109 с.
3.Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : ACT : Астрель, 2018. – 254 с.
4.Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ : Астрель, 2017. – 331 с.
5.Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – Москва : Педагогика, 2019. – 176 с.
6.Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л. И. Беляков, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВАДОС, 2019. – 287 с.
7.Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. – Москва : Книголюб, 2018. – 55 с.
8.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 400 с.
9.Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : [б. и.], 2018. – 224 с.
10.Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития : ран. диагностика и коррекция задержки психич. развития, 1 год обучения : учеб.-метод. пособие для дефектологов / Н. Ю. Борякова. – Москва : ГНОМ-ПРЕСС, 2019. – 62 с.
11.Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников : опор. конспекты / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. – Москва : ГНОМ- ПРЕСС, 2019. – 38 с.
12.Веракса, Н. Е. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2019. – № 1. – С. 7-10.
13.Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – Москва : АСТ : Астрель, 2019. – 141 с.
14.Волков, Б. С. Детская психология: психическое развитие
При дизартрии ведущим нарушением в структуре речевого дефекта является нарушение фонетической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата. Поэтому актуальность данной проблемы становится глобальной. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры [20].
Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) соединяются с шейным отделом спинного мозга, имеют сходное с ним анатомическое строение и снабжаются кровью.