Дидактические игры как средство формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Проблема формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных, поскольку успех ребенка в начальном этапе образовании во многом зависит от нее. В историческом аспекте проблема подготовки к обучению первоначально рассматривалась как педагогическая проблема. Учителя изучали эту проблему с момента появления государственных учебных заведений. Проблемой подготовки детей дошкольного возраста к обучению занимались Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Т.В. Габай и др. А так же различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах Н.Н. Подьякова, В.В. Репкина, А.У. Варданян и Г.А. Варданян и др. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, который определил его как «соотношение обучения и развития». Однако ученый только изложил пути ее решения. Этот вопрос был наиболее полно разработан в концепции образовательной деятельности Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, которые разработали идею об эталонной образовательной деятельности как познавательной, построенной на теоретическом типе. Ее реализация достигается путем формирования теоретического мышления у детей посредством специального построения учебного предмета и специальной организации учебной деятельности.
Содержание
Введение………………………………………………………………….......3
Глава 1 Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………….……7
1.1 Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников как педагогическая проблема….…………………………………7
1.2 Критерии и уровни формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста..…………………………………….....15
1.3 Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников посредством дидактических игр.………………………………..25
Выводы по 1 главе………………………………………………………….31
Глава 2 Организация эмпирического исследования по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.34
2.1 Организация и методы исследования…………………………………34
2.2 Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшей дошкольной группы...……………………………………............36
2.3 Описание и реализация комплекса дидактических игр по формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников……………………………………………………………………...41
2.4 Анализ результатов исследования…………………………………….49
Не найдено
Все творческие игры имеют общие характеристики: дети самостоятельно или с помощью взрослого (особенно в играх - драматизациях) выбирают тематику игры, формируют ее сюжет, делят между собой роли, занимаются отбором нужного для игры материала. Задача педагога следить, как дети это выполняют, направлять ребят в нужном направлении, давать советы.
Игры с правилами. Данный вид игр дает возможность систематически упражнять ребят в формировании определенных навыков, они необходимы для физического и умственного формирования, воспитать характер и волю. Игры такого рода помогают при организации учебно-воспитательной работы. Игры с правилами ребята перенимают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, все же педагог, выбирая игру, непременно обязан учитывать запросы современного общества.
Обязательным условием дидактической игры являются правила, без них игра не имеет смысла. Если педагог при подготовке к занятию продумал каждый элемент игры (правила), то он сможет управлять ходом самой игры и поведением группы. Все участники игры могут принимать активное участие, при этом они находятся в одинаковых условиях. Если для игры необходимы какие-либо материалы, педагог их должен подготовить заранее; вместе с детьми воспитатель показывает очередность действий игроков; объясняет, что за чем идет и какова функция каждого ребенка в игре.