Сказка – как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Сказка, ее композиции, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СКАЗКИ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………..6
1.1 Нравственно-этические достоинства сказки в воспитание дошкольников 6
1.2 Воспитательная ценность русских народных сказок 14
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ 21
2.1 Эмоциональное погружение детей в сказку 21
2.2 Использование сказки в воспитательной работе с детьми 24
2.3. Описание работы по нравственному воспитанию в старшем дошкольном возрасте с использованием народных сказок 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие В.А. Аверин. – 2-е издание, перераб. – СПб., 2017
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. – М., 2015
3. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. – М., 2015
4. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. – М., 2015
5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 2015
6. Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М., 2018.
7. Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. - М., 2016
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей - М., 2015
9. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей Р.С. Буре, Л.Д. Костелова – М., 2015
10. Васильева, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. З.П. Васильева. - М., 2015
11. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2015
12. Гербова В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М., 2017
13. Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. – М., 2015
14. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. – М., 2017
15. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 2017
16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М. 2017
17. Немов Р.С. Психология: В 3х кн.– 3еизд. – М., 2017
18. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М., 2015
19. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет / М.. 2017
20. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 2018
21. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. - 2017. - № 6. С. 19–43.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.