Начальное образование

Цель курсовой работы: педагогически обосновать использование технологии деятельностного метода на уроках математики в начальных классах
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.11.2022
Объем файла
7130 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Формирование современного общества настойчиво требует  особенного интереса по вопросам преподавания, а также обучения. Нынешний период развития общества требует обновления образовательного процесса школы, прежде всего, с точки зрения содержательной и продуктивной образующих. 

В настоящее время в школу введён Федеральный государственный стандарт (ФГОС) нового поколения. В его основу положен деятельностный подход в обучении, который исходит из положения о том, что формирование новых способностей человека есть результат перевода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. 

ФГОС: пункт 7 «В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который представляет:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

И в настоящее время педагог начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет результат в проблеме «Как учить в новых условиях?»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Теоретические основы использования технологии деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

1.1 Основы деятельного подхода в обучении: педагогическая характеристика………………………………………………………….7

1.2 Особенности учебного занятия в начальных классах в свете ФГОС НОО……………………………………………………………………...9

1.3 Организационные формы и методы деятельного подхода в обучении математики в начальных классах…………………………………….13

1.4 Принципы построения урока, типология уроков и критерии оценивания урока в рамках деятельностного подхода……………..19

Выводы по главе 1……………………………………………………...…23

ГЛАВА 2. Педагогическое использование деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

2.1 Система организации применения деятельного подхода в обучении математике в начальной школе ………………..…………………….26

2.2 Опыт работы по использованию структуры урока в технологии деятельного подхода на уроках математики в начальных классах.................................................................................................29

2.3 Деятельностный подход к решению задач на движение………….35

Выводы по главе 2……………………………………………………...…46

Заключение……………………………………………………………..…48

Список использованных источников…………………………………..50

Список использованных источников

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. [Текст] / – М.: Просвещение, 2009. – 105 с.

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / Педагогика М.: 2009 – № 4. –  18 с.

3. Балаклеец В. В. Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников [Текст] // Молодой ученый. – 2017. - № 4. – 357 с.

4. Бантова, М.А. Методика преподавания в начальных классах [Текст] / М.А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, «Просвещение», 1984. – 335 с.

5. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема [Текст] //Начальная школа. - 2003. - № 1 – 44 с.

6. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / М.Р. Битянова . – Питер, 2010. – 189 с.

7. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Системный подход как современное общенаучное направление //Диалектика и системный анализ. [Текст] / М.: Наука, 2010. - 300 с.

8. Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: Монография: Электронный ресурс [Текст] / М. В. Богуславский; М.В. Богуславский. – Москва: Институт эффективных технологий, 2012. – 434 с.

9. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя [Текст] / А.А.Грин. - М.: Вита-Пресс, 2009. – 88 с.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / М.: Академия, 2009. – 288 с.

11. Далингер В.А. Федеральный государственный стандарт нового поколения и системно-деятельностный поход в обучении математике //Фундаментальные исследования, 2012 - № 6 – 22 с.

12. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. – М. : Просвещение, 2011. – 239 с.

13. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя [Текст] / Л.В. Жарова.– М.: Просвещение, 2013. – 205 с.

14. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии [Текст] / Н.И. Запрудский. – Мн.: «Сэр-Вит», 2009. – 195с.

15. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова [Текст]: Учебное пособие: Электронный ресурс / В. П. Зинченко. - Москва :Директ-Медиа, 2014. – 331 с.

16. Истомина, Н.Б. Контрольные работы по математике: 1–4-й классы / Н.Б. Истомина. – Тула : ООО «Изд во Астрель», 2012. – 264 с.

17. Калинченко А. В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / А. В.Калинченко, Р.Н.Шикова, Е.Н.Леонович, под ред. А.В.Калинченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.

18. Майтанова, Н.Е. Возможности индивидуального подхода к учебной деятельности младших школьников: педагогическое исследование [Текст] / Н.Е. Майтанова, С.Н. Муканова, К.Ж. Туребаева, 2004. – 42 с.

19. Моро М. И., Бантова М.А. и др.  Математика 2 класс (2часть). [Текст] М: Просвещение, 2019. – 112 с.

20. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова. –  М.: Начальная школа,2017. – 6 с.

21. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. [Текст] – Москва, 2006 г. – 9 с.

22. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. // Как системно и надежно сформировать умение учиться. – Вестник образования. – № 3. – 2016. – 54 с.

23. Подходова, Н.С. Моделирование как универсальное учебное действие при изучении математики/Начальная школа/, 2011. – 345 с.

24. Романкова А. А., Титова Е. И. Противоречивые задачи в школьном курсе математики [Текст] // Молодой ученый, 2015.  - №7. – 854 с.

25. Ситникова М. И. Творческая самореализация [Текст] / М.И. Ситникова.- Белгород, 2010. – 320 с.

26. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников  [Текст] / Уфа, 2012. – 122 с.

27. Чиркова, Е. Б. Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности [Текст] / Е. Б. Чиркова. – М.:  Начальная школа,  2019. – 55 с.

28. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2018. –  208 с.

29. Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / М.: Академия, 2010. - 320 с.

30. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Новое издание. [Текст] / М: Академия, 2012. – 64 с.

С целью обобщения представлений детей о движении полезно провести специальную экскурсию по наблюдению за движением транспорта, после чего провести наблюдение в условиях класса, где движение будут демонстрировать сами дети. На экскурсии и во время работы в классе пронаблюдать за движением одного тела и двух тел относительно друг друга. Так, одно тело (машина, человек, и т.п.) может двигаться быстрее и медленнее, может остановиться, может двигаться по прямой или кривой. Два тела могут двигаться в одном направлении, а могут двигаться в противоположных направлениях: либо приближаться друг к другу (двигаясь на встречу одно к другому), либо удаляясь одно от другого. Наблюдая указанные ситуации в условиях класса,  надо показать детям, как выполняются чертежи: расстояние принято обозначать отрезком; место отправления, встречи, прибытия  обозначают либо черточкой, либо флажком; направление движения указывают стрелкой.
Важным результатом ознакомления учащихся с простыми задачами на движение в одном направлении является усвоение простейших формул, связывающих такие величины, как скорость, время и расстояние (V, t, S ).
Рассмотрим основные пути усвоения зависимости между этими величинами, характеризующими равномерное движение.