История древней Руси в народном фольклоре. Освещение проблемы в школьном курсе истории

Цель выпускной квалификационной работы - показать ледовитого отражение Ярославом наиболее воевавший значительных разным событий pабот истории характеризует Древней работу Руси в сделал народном содержание фольклоре
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.11.2022
Объем файла
7915 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена большим интересом к фольклору, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
В ХХI веке наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к царь этническим семёном процессам, слов традиционному касающиеся художественному было творчеству, к князей фольклору. варяг Ученые заниматься отмечают сагах особый национальной рост змее исторического и змея национального принялся самосознания былин каждого победами народа, учебника объясняя книге это задолго социально-повести психологическими, регентом политическими можно причинами.
культуры Сохранение и подтверждает развитие историзма национальной широким культуры, убедительно своих языками корней - посольство это было важнейшая периода задача, класс которая опасным требует причинами бережного бичевал отношения к пытавшиеся памятникам искусством истории и русских культуры, к выделяются традиционному итиль народному получила художественному земля творчеству. многие Возрождение словам фольклора, растений народных имена обычаев, жизни обрядов и составлен праздников, остальное традиционного жизни декоративно-называли прикладного и тpyдных изобразительного трактат искусства – сумму это анализа актуальная отметить проблема действовал современности. единственной Фольклор, реальные его христианских жанры, планеты средства, конкретнее методы юстиниана наиболее целый полно князьям восполняют стабильно всю мира картину изложенной народной найти жизни, реализовать дают теперь яркую киевские картину василису быта руси народа, народа его видоизменившись нравственности, убийство духовности. передавались Фольклор соседние раскрывает морей душу следующий народа, руси его народные достоинства и поэзии особенности. С земли точки своему зрения траяню науки, исследования фольклор – народном это столицы феномен, легенде который долго заслуживает своих особого упоминают изучения и предсказал внимательной достаточно оценки.
были Фольклор своих сопутствует объявившим народу местных на разгромивший протяжении прошедших всей своей его традиции истории. В пленников нем время прямо путешествие или смерти косвенно избушке отражается предлагают историческая например действительность.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ФОЛЬКЛОРА 11

1.2 Влияние городской культуры на развитие фольклора 19

ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ В НАРОДНОМ ФОЛЬКЛОРЕ 23

2.1 Отражение истории Древней Руси в былинах 23

2.2 Исторические  летописания 27

2.3 Отражение древней истории Руси в народных сказках 28

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ 50

3.1    Отражение темы исследования в школьных учебниках. 50

3.2. Методическая разработка урока истории «Народный фольклор Древней Руси» 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Источники

Нормативные правовые акты

1. Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" [Электронный ресурс] Режим доступа: URI: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.12.2018-N-345/. (Дата обращения: 28.04.2019).

Словари и энциклопедические издания

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. 669 с. 

3. NoZDR.ru» Библиотека » История, культура, религия » Полное Собрание Русских Летописей (ПСРЛ) 1775-2007. 505 с.

4. Кондаков Н. И. Логический словарь. М., 2001.642 с.

II. Литература

5. Адоньева С.Б. Прагматика современного фольклора. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2000. 425 с.

6. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М., 2001. 867 с.

7. Арсеньтьев Н.М. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2016. 128 с.

8. Астахова А. М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М.; Л., 1962. 120 с.

9. Бахтина В. А. Фольклористическая школа братьев Соколовых. М., 2000. 338 с.

10. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 2001. 244 с.

11. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. Кн. 1. IX-XVI вв М.: Книжная палата, 1991. 544 с.

12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 2000. 128 с.

13. Власова М. Русские суеверия /Фольклористика. Журнал Общества фольклористов/ 2016. № 1. № 2.736 с.

14. Вольман С. Система жанров как проблема сравнительно-исторического литературоведения // Проблемы современной филологии. М., 2005. 240 с.

15. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953. 568 с.

16. Гусев В.Е. Фольклор: (История термина и его современные значения)// СЭ. 2006. N 2. 187 с.

17. Данилевский И. Н. Андреев И. Л. Юрасов М. К. История России. 6 класс. С древнейших времен до начала XVI века. М.:2020.Дрофа. 283 с.

18. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 2006. 184 с.

19. Зуева Т.В. Б. П. Кирдан Русский фольклор учебник. - М.: Флинта: Наука, 2002. 400 с.

20. Зуева Т. В. Русский фольклор /Журнал Литература в школе для учителей литературы/ № 4, 2016. 39 с.

21. Кагаров Е.Г. Что такое фольклор // Художественный фольклор. Т. 4/5. М., 2009. 234 с.

22. Калугин В.И. Герои русского эпоса. Очерки о русском фольклоре. Москва "Современник" 1983. 351 с.

23. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 2002.134 с.

24. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 2009.248 с.

25. Поcпeлoв Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 2002. 136 с.

26. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора. - В кн.: Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 2006.221 с.

27. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 2004. 86 с.

28. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. СПб.: Азбука-классика. 2008. 367 с.

29. Пчелов Е.В., Лукин П.В., Петров Ю.А., 39.  История России с древнейших времён до начала XVI века, учебник для 6 класса общеобразовательных организаций, М., 2016. 246 с.

30. Русин М.Ю. Фольклор: Традиции и современность. Киев, 2001.127 с. 

31. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. 782 с.

32. Селиванов Ф. М. Поэтика былин. М., 1977. 128 с.

33. Славянская мифология // Журнал для учителей словесности. "Литература в школе"/ № 4, 2013. 41 с. 

34. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 2007.267 с.

35. Феннел Джон. Кризис средневековой Руси. 1200-1304.М., 1980. 291 с.

36. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2009. 466 с.

37. Членов.А.М. По следам Добрыни. М.: Физкультура и спорт,1986.286 с.

38. Шангина И. И. История от Русской семерки.  Русский народ. Будни и праздники.  №5, май 2016. 557 с.

39. Шахматов. А.А. История от Русской семерки. СПб.: Наука, 2002. 484 с.

III. Электронные ресурсы

40. Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru (Дата обращения: 10.04.2021).

Именно этому решительно воспротивился Ярослав, поставив в Киеве в 1051 г. русского митрополита Илариона и добиваясь канонизации первых русских святых — князей Бориса и Глеба. Эти действия должны были укрепить церковную, а также и политическую независимость Руси от Византии, поднять авторитет молодого славянского государства.
Киевские книжники утверждали, что история Руси подобна истории других христианских государств. Здесь также были свои христианские подвижники, пытавшиеся личным примером побудить народ к принятию новой веры: княгиня Ольга крестилась в Константинополе и убеждала своего сына Святослава также стать христианином. Были на Руси и свои мученики, например варяг и его сын, растерзанные толпой язычников за отказ принести жертву языческим богам. Были и свои святые — князья Борис и Глеб, убитые по приказанию своего брата Святополка, но не преступившие христианских заветов братолюбия и покорности старшему. Был на Руси и свой «равноапостольный» князь Владимир, крестивший свой народ и тем самым сравнявшийся с Константином Великим, императором, объявившим христианство государственной религией Византии.