Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра посредством формирования жизненных компетенций

В данной ВКР дана психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра. Выявлен уровень сформированности социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного воз-раста с расстройством аутистического спектра.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.11.2022
Объем файла
117 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность
С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра. Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают расстройство аутистического спектра не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми.
Проблема поиска эффективных путей, технологий обучения, воспитания детей с проблемами в развитии является приоритетной в современной дефектологии. Результатом обучения детей в школе должна являться их социальная адаптация в обществе. Ребенок должен овладеть жизненными компетенциями, в частности языком, как средством общения, навыками взаимодействия для общения с людь

Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра посредством формирования жизненных компетенций……………………………………………………………………. 7
1.1. Психолого-педагогичекая характеристика детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра……………………7
1.2. Особенности формирования жизненных компетенций в работе с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра…………………………………………………….…………….……10
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….…16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социально-коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра…………………………………………………………..……….17
2.1. Диагностики детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра…………………………………………………17
2.2. Программа коррекционно-педагогической работы по формированию жизненных компетенций…………………………………………….….31
Вывод по 2 главе…………………………………………………………….…….52
Заключение…………………………………………………………………….…..53
Список используемой литературы………………………………………….……54

Список используемой литературы

Монографическая литература

1. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. – Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2011

2. Ахметзянова, Н.В. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника: Методическое пособие./ – Казань: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный Уни-верситет», 2012. –91 с.

3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: Нейропсихологи-ческий подход: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2015. – (Сер. Бакалавриат)

4. Буланова, Н. О. Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями. Международный научный журнал / – Казань: Молодой ученый, 2017. — № 25 (159). — С. 278-280.

5. Власова, О.В. Методы оценки уровня развития аутичных детей и подростков, используемые в зарубежной практике. / О.В. Власова. // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – № 1. – стр.16–18.

6. Волосовец, Т.В. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А.В. Хаустов. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой – М.: РУДН, 2007. – 35 с.

7. Гаврилушкина О.П. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении / О.П. Гаврилушкин, А.А. Малова, М.В. Панкратова // Современная зарубежная психология. – 2012. – Т. 1. – Nо 2. – С. 5–16.

8. Гилберт, К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов. / К. Гилберт, Т. Питерс. – Пер. с англ. О.В. Деряевой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – (Коррекционная педагогика)

9. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение [Текст] / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – (Специальная психология)

10. Заварзина-Мэмми, Е. Приключения другого мальчика. Аутизм и не только / Е. Заварзина-Мэмми. – М.: АСТ: Соrрus, 2014.

11. Загуменная, О.В., Белялова О.А., Береславская М.И., Богорад П.Л., Стальмахович О.В., Чистякова Л.А. Реализация Феде-рального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен-ными возможностями здоровья в организациях, осуществля-ющих обучение детей с расстройствами аутистического спек-тра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 141 с. 

При этом оценивается, что может внести взрослый в игру ребенка, станут ли его занятия менее пресыщающими, более организованными и осмысленными. Возможность организовать развернутое взаимодействие оценивается количественно: по времени, детальности разработки игрового стереотипа, и качественно: по глубине и характеру совместных переживаний. Ведущей при этом является оценка возможного уровня совместной с ребенком аффективной проработки сюжета: были ли воспроизведены приятные, уютные и привычные для него сюжеты обыденной домашней жизни (приготовления обеда, кормления, купания, укладывания спать) или в сюжет входили элементы, связанные с пережитой опасностью, преодолением, приключениями; а может быть, доминирующим в сюжете было переживание сострадания, героического спасения.
В процессе определения уровня психического развития ребенка мы накапливаем данные о его индивидуальных особенностях, конкретном жизненном опыте, о впечатлениях, которые его занимают или могли бы занимать, о привы