Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста
Введение
Актуальность курсовой работы связана с тем, что в настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте. До этого она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму замкнутого психологического круга, ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. В настоящее время увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно-психической системе. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Содержание
Введение………………………………………………………………............ 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы 7
1.1. Теоретический анализ проблемы тревожности в трудах отечественных и зарубежных исследователей…………………………… 7
1.2. Понятие тревожности и ее характеристика……………………… 12
Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости у детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………... 17
2. 1 Организация и методы исследования……………………………... 17
2.2 Проведение исследования, результаты и выводы………………... 18
2.2.1 Особенности выраженности уровня тревожности и успеваемости у первоклассников………………………………………….. 19
2.2.2 Исследование характера взаимосвязи успеваемости и уровня тревожности первоклассников…………………………………………….. 21
Заключение…………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы…………………………………….. 27
Список использованной литературы
1. Аракелов, Г. Г., Лысенко, Н. Е., Шотт, Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст]/ Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Е. Е. Шотт // Психологический журнал. – 2017 - № 2. – С.112-117.
2. Астапов,В.М. Тревожность у детей[ Текст] / В.М.Астапов. – М.: ПЕРСЭ, 2019. – 160с.
3. Астапов,В.М. Тревожные расстройства в детском и подростковом возрасте. Теория и практика [Текст] /В.М.Астапов. – М.: МОДЭК, 2018. –155с.
4. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии [Текст] Г.Ш.Габдреева. //Народное образование. – 2000. – № 5. – с.12-17.
5. Залученова,Е.А. Вопросы психологии [Текст] /Е.А.Залученова. // Школьный психолог. – 2016. - №.1. – С.61-65.
6. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] /А.И.Захаров. – СПб, 2017. – 165с.
7. Кириллова, Е.А., Беляева Е.Э. Тревожный ребенок [Текст] /Е.А.Кириллова, Е.Э.Беляева. – М.: Основа, 2019. – 192с.
8. Колпакова, М.Ю. Диалог с тревожным ребенком: [По данным психол. исслед.] Современная психология: состояние и перспективы исследований. [Текст] /М.Ю.Колпакова. // Школьный психолог. – 2017. –. С.18-20.
9. Корабельникова, Е.А. Детский сон: зеркало развития ребенка [Текст] / Е.А.Корабельникова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. – 400с.
10. Костик, Т.В. Тревожность у младших школьников: учебное пособие [Текст] / Т.В.Костик. – Академия, 2018. – 96с.
11. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] /Л.М.Костина. - СПб.: Речь, 2018. - 160с.
12. Кочубей, Б., Новикова, Е. Снимем маску с тревоги [Текст]/ Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. – 2018. - № 11. – С.11-17.
13. Кочубей, Б., Новикова, Е. Ярлыки для тревожности [Текст]/ Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. – 2018. - № 9. – С.15-20.
14. Крюкова, С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [Текст]/ С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – 2020. – № 2. – С.56-61.
15. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2019, - 464с.
16. Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] /А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – СПб.: Речь, 2019. - 248с.
17. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. [Текст]/ Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2016 – 688с.
18. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. [Текст]/ Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС 2018. – Кн.3 – 640с.
19. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст]/ Р. В. Овчарова. – М.: Проосвещение, 2015. – 105с.
20. Плотко, Е.К. Гештальт в работе с тревогой и тревожностью. [Текст] /Е.К.Плотко // Школьный психолог. – 2017.- №6.- С.20-30.
Сложность применения указанных точек зрения к анализу страха и тревоги у детей, как подчеркивалось неоднократно, связана, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, с тем, что разграничение внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе достаточно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной» и «социальной» угрозы часто достаточно искусственно, во всяком случае, для детей. Определенные затруднения обусловлены еще и тем, что соответствующие термины, принятые в зарубежной психологической литературе (например, англ. — аnxiety), на русский язык переводятся и как «тревожность», и как «страх», и требуется специальное обращение к первоисточнику, чтобы понять, как данный термин использовал автор. В целом же в современной психологической литературе, не посвященной специально проблеме тревожности и страха, в основном принято пользоваться понятием «страх», когда речь идет о переживании, имеющем конкретный объект, все равно реального или иррационального, воображаемого, адекватного или неадекватного характера, и понятием «тревога», «тревожность», когда такой объект не выделяется.