Уроки математики как средство развития творческого мышления

В данной курсовой работе проанализирована роль математики в развитии творческого мышления у младших школьников. Разработаны задания на развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
10.11.2022
Объем файла
184 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». 
Одним из основных направлений развития современной школы является ее гуманизация, т. е. обращение к личности ученика, признание того, что именно он, ученик, является высшей ценностью и смыслом работы школы. Учителей, отдавших работе в школе не один год, волнуют вопросы: как добиться того, чтобы учиться детям было радостно? Почему с переходом из класса в класс у детей зачастую гаснут огоньки в глазах? Почему им становиться неинтересно? А следствием этого является – одна из наиболее серьезных проблем педагогики – низкая успеваемость учеников.
«Е

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 7

1.1 Понятие творческого мышления 7

1.2 Роль уроков математики в развитии творческого мышления 12

1.3 Критерии оценки творческого мышления 15

Выводы по первой главе 18

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 20

2.1 Диагностика уровня развития творческого мышления у младших школьников 20

2.1 Задания для развития творческого мышления. 26

2.2 Задания с многовариативными решениями. 28

Выводы по второй главе 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

ПРИЛОЖЕНИЕ А 40

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 42

ПРИЛОЖЕНИЕ В 45

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель [Текст]: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10.

2. Иванова, А. И. Методика исследования способности к обучению [Текст] /А. И. Иванова. – Москва : ИМАТОН, 1999. – 256 с.

3. Арнхейм, Р. Визуальное мышление [Текст] — Москва,1981. — 368 с.

4. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]- Воронеж, 1995. — 332 с. 

5. Белозерских, Г. М. Развитие творческого потенциала личности [Текст]//Начальная школа. — 1994. — №11. — С. 22-24.

6. Блонский, И. Д. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ Москва,1994.— 262 с.

7. Дубровин, И. В. Прихожан, А. М. Зацепин, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.

8. Гребцова, Н. И. Развитие мышления учащихся [Текст] //Начальная школа. — 1994. — №11. — С. 24-27.

9. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] — СПб., 1999. – 368 с.

10.   Дубровинская, Н. В. Фарбер, Д. А., Безруких, М. М. Психофизиология Ребенка [Текст] — Москва, 2000. — 144 с.

11.   Зак, А. З. Занимательные задачи для развития мышления [Текст] //Начальная школа. — 1985. — №5. — С. 37-41.

12.   Шорохова, Е. В. Исследование мышления в психологии [Текст] — Москва, 1969. — 214 с.

13.   Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] — Москва, 1997. — 432 с.

14.   Немов, Р. С. Психология [Текст] — Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — Кн.1. Общие основы психологии. – 688 с. 

На основе использования фигурных форм теста ТТСТ (тесты Торренса) были выявлены компоненты мышления, которые способствуют проявлению творческих способностей:
Количество ответов и их четкость.
Подвижность (гибкость), степень разнообразия ответов.
Необычность, оригинальность или редкость ответа.
Тщательность разработки, степень детализации ответа.
Абстрактность заглавия, уровень абстракции в ответах.
Сопротивление к закрытию незаконченных фигур или способность оставить их открытыми.
Эмоциональная выразительность ответов.
Артикулятивность при рассказе, вставка ответов в контекст, придание им окружения.
Движение или действие, показанные при ответе.
Экспрессивность заглавия, способность трансформировать из фигурального в вербальный и это сделать это эмоционально.