Теоретические и методические основы изучения темы «Логарифмическая функция» в старшей школе
ВВЕДЕНИЕ
Математические знания необходимы человеку практически в любой сфере деятельности, и эта необходимость положительно сказывается на развитии науки и техники. Математика на протяжении всего времени обучения в школе постоянно помогает обучающимся выяснять все стороны взаимосвязей в окружающей жизни, позволяет применять на практике изучаемые теоретические положения. Овладение практически любой профессией невозможно без математических знаний. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка.
Одной из тем в курсе математики в средней школе является тема «Логарифмическая функция». Тема является укоренившейся в курсе алгебры средней школы, но очень непросто дается учащимся из-за подачи многообразия материала. Изучение логарифмических функций, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, включено в школьный курс математики, однако, форма предоставления материала значител
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1.Теоретические основы изучения логарифмической функции в школьном курсе математике. 6
1.1 История возникновения понятия «логарифм». Различные подходы к определению понятия логарифма в математике. 6
1.2 Образовательные цели изучения темы «Логарифмическая функция». 11
1.3. Содержание и анализ материала по логарифмической функции в различных школьных учебниках. 13
1.4.«Использование технологий традиционного обучения в условиях внедрения ФГОС ООО». 17
Выводы по первой главе: 25
Глава 2. Методические основы изучения темы «Логарифмическая функция». 26
2.1. Логико-дидактический анализ темы «Логарифмическая функция» 26
2.2 Разработка уроков по теме «Логарифмическая функция». 42
2.3 Опытный эксперимент 66
Выводы по 2 главе: 71
Заключение. 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Алгебра. Базовый курс с решениями и указаниями [Текст] : учебно- методическое пособие / Н.Д. Золотарёва, Ю.А. Попов, Н.Л. Семендяева [и др.] ; под ред. М.В. Федотова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 567с.
2. Алгебра и начала анализа [Текст] : 10-11 классы : задачник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович [и др.]. - Москва : Мнемозина, 2001. – 314 с.
3. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы/ Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В.Ткачева и др.- М. :Просвещение, 2016.-463 с.
4. Александрова, Л.А. Алгебра и начала анализа. 11 класс. Самостоятельные работы/ Просвещение, 2012 - 280 с.
5. Башмаков, М.И. Алгебра и начала математического анализа: Учеб. для 10-11кл. сред. шк. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1992. – 351с.
6. Бородуля, И. Т.Показательная и логарифмическая функции (задачи и упражнения) [Текст] : пособие для учителя / И. Т. Бородуля. - Москва : Просвещение, 1984. - 112 с.
7. Виленкин, Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углуб. изуч. математики / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 288с.
8. Дидактические материалы по математике для 10 класса вечерней (сменной) общеобразовательной школы [Текст] : пособие для учителей.- Москва: Просвещение, 1988. - 143, [1] с.
9. Дорофеев, Г.В. Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс / Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 160с.
10. Капкаева, Л.С. Теория и методика обучения математике: частная методика [Текст] /Москва : Юрайт, 2017. - , 2017. - 263 с.
11. Киселев, А.П. Алгебра [Текст]. - Москва : URSS : ЛЕНАНД-, 2017 -275 с.олмогоров, А.Н. Алгебра и начала математического анализа. 17-е изд. - М.: Просвещение, 2008 г. – 378 с.
12. Конспект урока алгебры для 10 класса «Логарифмы и их свойства»[электронный ресурс] – режим доступа: https://nsportal.ru Дата обращения:20.12.2021
13. Конспект урока «Логарифмы и их свойства» 11 класс» [электронный ресурс] – режим доступа http://uchitelya.com
14. Конспекты уроков по математике [электронный ресурс] – режим доступа: https://infourok.ru Дата обращения:20.12.2021
15. Корчажкина О.М. Решение задач как вид мыслительной деятельности: общие методы [Текст] / О.М. Корчажкина // Математика в школе. - 2018. - № 4. - С. 46-57
Выводы по первой главе:В первой главе были рассмотрены теоретические основы изучения темы «Логарифмическая функция». В результате были сделаны следующие выводы:
1)История изучения логарифмов и логарифмической функции подчеркивает неразрывную связь отдельных областей математики - алгебры, геометрии, математического анализа. Логарифм стал великим открытием, значимым для математики и дал толчок развитию математического образования.
2) Анализ учебников показал, что для выполнения простейших заданий, содержащих логарифмы, привлечение дополнительных источников по теме не требуется. В рассмотренных учебниках теоретический материал изложен доступно, имеются примеры с решением и доказательства свойств. Но при подготовке к экзамену в форме ЕГЭ необходимо уделить особое внимание заданиям повышенной сложности, которы