Анализ маркетинговой среды предприятия (на примере ООО «Буше»)
ВВЕДЕНИЕ
Современная маркетинговая среда предприятия характеризуется чрезвычайно высоким уровнем сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней середы – основное условие бизнеса. Предприятия должны, с одной стороны, постоянно отслеживать изменения в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами предприятия генерируют изменения в маркетинговой среде, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новый вид сырья, материалов, энергии, оборудования и технологий. Изменения, происходящие во внешней среде, оказывают влияние на показатели функционирования организации. Воздействию этих показателей подвергаются цели, стратегия и сама миссия организации.
Маркетинговая среда представляет собой совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности ее успешного сотрудничества с целевыми клиентами. Иными словами, маркетинговая среда характеризует факторы и силы, которые влияют на возможности предприятия устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями. Эти факторы и силы, не все и не всегда подвластны прямому управлению со стороны предприятия. В этой связи различают внешнюю и внутреннюю среды маркетинга.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………….6
1.1. Маркетинговая среда организации, её понятие и сущность………….6
1.2. Структура и основные факторы маркетинговой среды………………11
1.3. Оценка маркетинговой среды организации…………………….……..17
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ООО ПКД «ВЕНЕЦ».28
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО ПКД «Венец»……………………………………………………………………….…….28
2.2. Анализ динамики основных показателей маркетинговой среды организации………………………………………………………………………...33
2.3 Анализ процесса управления маркетинговой деятельностью организации…………………………………………………………………:……..41
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ООО ПКД «ВЕНЕЦ»……………………………………………………………………………45
3.1. Предложения по адаптации организации к условиям изменяющейся маркетинговой среды………………………………………………………………45
3.2. Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности организации…………………………………………………………………………51
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. 02.07.2021) «Об обшествах с ограниченной ответственностью» // Консультант Плюс. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/
2. Алексунин, В.А., Дубаневич Е.В., Скляр Е.Н. Маркетинговые коммуникации. Практикум. – М.: Дашков и К, 2018. –196 с.
3. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2019. - 122 с.
4. Багиев, Г.Л., Моисеева, Н.К., Черенков В.И. Международный маркетинг: учебник / Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева, В.И. Черенков. – СПб.: Питер, 2018. – 688 с.
5. Банкин, А. Контент-маркенинг для роста продаж. – СПб: Питер, 2017. -272 с.
6. Барлоу, Дж., Меллер К. Жалоба – подарок. Как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. - 328 с.
7. Бердышев, С.Н. Эффективная наружная реклама. Практическое пособие, 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2017. - 132 с.
8. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2019– 140 с.
9. Божук, С. Маркетинговые исследования. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. -280 с.
10. Годин, А.М. Маркетинг. Учебник для бакалавров, 12-е изд. – М.: Дашков и К, 2017. - 656 с.
11. Горштейн, М. Современный маркетинг. – М.: Дашков и Ко, 2017.- 404с.
12. Губарец, М.А., Мазилкина Е.И. Продвижение и позиционирование в маркетинге, илиКак продвинуть любой товар. Учебно-практическое пособие.– М.: Дашков и К, 2018. -224 с.
13. Жильцова, О. Н. Рекламная деятельность: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. – М.: Юрайт, 2017. -233 с.
14. Зайцев, Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник - М.: Экономист, 2019– 200 с.
15. Замедлина, Е.В. Маркетинг. Курс лекций. – М.: Научная книга, 2017. -160 с.
16. Иванов, А. Сильный ход. Нестандартные решения в рекламе. – М.: Альпина Паблишер, 2017. -224 с.
17. Карасев, А. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. - 315 с.
18. Магомедов, Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: учебное пособие / Ш.Ш. Магомедов. - Москва: Издательство "Дашков и Ко", 2003. – 274 с.
19. Мазилкина, Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник, 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2017. - 300 с.
20. Маслова, Т.Д., Бошук, С.Г., Ковалик, Л.Н. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Бошук, Л.Н. Ковалик. — СПб.: Питер, 2018. - 400 с.
21. Носова, Н.С. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы. – М.: Дашков и К, 2017. 256 с.
22. Попов, Е.В. Потенциал маркетинга предприятия// Маркетинг в России и за рубежом, №5, 2018. – 412с.
23. Чикатуева, К.А., Третьякова, Н.В. Маркетинг / К.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова; под ред. В.П. Федько. — РнД.: Феникс, 2014 – 352с.
24. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ, Р-н-Д:Феникс, 2019 – 345с.
25. Щепилова, Г.Г. Маркетинговое и правовое обеспечение рекламной деятельности: учебник для СПО / Г.Г. Щепилова, К.В. Щепилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2017. 381 с.
26. Вороной, А., Манько, П. Разрабатываем план маркетинга: SWOT- анализ / А. Вороной, П. Манько // Маркетинговые исследования. – 2016. – No 3. – С. 3–8.
27. Галинская, Н.Н. Мониторинг внешней бизнес-среды как инструмент маркетинговых исследований / Н.Н. Галинская // Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. - No 35. – С. 106-111.
28. Котляров, И.Д. Внутренняя и внешняя среда фирмы: уточнение понятий / И.Д. Котляров // Известия ВУЗ. Сер. Экономика, финансы и управление производством. – 2015. - No 2. – С. 56-61.
29. Кочнев, Л.С., Попова, А.А. Анализ маркетинговой среды компании: глобальный подход / Л.С. Кочнев, А.А. Попова // Вестник ЧГУ. – 2016. - No 3. – С. 109-111.
30. Мельникова, Е.Н. Этапы разработки стратегии маркетинга, ориентированной на рынок / Е.Н. Мельникова // Проблемы современной экономики. – 2016. С. 3-10
31. Мушкетова, Н.С. Многоуровневая маркетинговая среда: сущность и содержание / Н.С. Мушкетова // Вестник ВГУ. – 2018. - No 2. – С. 124-129.
32. Пономарева, Ю.А., Серочудинов, Е.С. Анализ влияния внешней среды на деятельность организации / Ю.А. Пономарева, Е.С. Серочудинов // Академический вестник. – 2017. - No 3. – С. 188-197.
33. Толстяков, Р.Р. Факторы внешней среды, влияющие на методы построения маркетинговых каналов распределения/ Р.Р. Толстяков// Актуальные вопросы экономических наук. – 2018. с. 90-97
34. Токарев, В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы // Управление компанией, №10, 2017– 232 с.
35. Филичкина, А.Ю., Агафонова, М.С. Теоретические основы внешней и внутренней среды предприятия / А.Ю. Филичкина, М.С. Агафонова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. - No 1. – С. 35-40
36. Чупрова, Д.Б. Механизмы адаптации предприятий к условиям внешней среды / Д.Б. Чупрова // Вестник СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки». – 2016. – No1 (11). – С. 1-8.
37. Эксперт года 2018: сборник статей II Международного научно-практического конкурса. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 114 с.
Экономическая среда является самым сильным фактором, оказывающим влияние на деятельность организации. Снижение уровня дохода населения и повышение уровня цен негативно сказываются на сумме прибыли, покупатель будет выбирать наиболее важные товары и отказывать себе в покупках продукции ООО «Буше».
Политические и социальные факторы в равной доле воздействуют на финансово-хозяйственную деятельность организации. Организация не испытывает тяжелого давления со стороны органов государственной власти. Покупателям необходим должный уровень качества продукции и сервиса, если они посчитают его недостаточным, то будет приобретать продукцию у конкурентов.
С учетом ускоренного развития технологий, интернет-ресурсов, мобильных приложений и социальных сетей, потребитель имеет доступ к большому количеству информации. На сегодняшний день около 56 миллионов человек в России в возрасте от 16 лет пользуются мобильными приложениями и Интернетом на своих устройствах. Продвижение продукции на данной платформе поможет организации получить больший охват аудитории и новых клиентов.