Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Введение
Игровая деятельность занимает важное место в развитии личности дошкольника и формировании главных новообразований этого возраста. Внутри игры возникают новые виды деятельности (например, учение), а также от нее зависят основные изменения личности и перестраиваются частные психические процессы. Однако в случае психофизических нарушений именно в игровой деятельности ребенка наблюдаются наиболее ранние изменения, а несформированность игровой деятельности приводит к ряду негативных особенностей их психического развития. В связи с этим изучение игровой деятельности детей с нарушением слуха становится особо актуальным, поскольку нарушение слуховой функции приводит к специфическим условиям, в которых развивается личность, сужает круг ее общения, ограничивает диапазон социальных связей и, в свою очередь, затрудняет развитие этой важной деятельности.
Особое влияние игровая деятельность оказывает на развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Слуховое восприятие является залогом успешного формирования и дальнейшего развития звуковой и смысловой стороны языка, что делает его развитие особенно актуальным в дошкольном возрасте.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 6
1.2. Методы развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 11
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 24
2.1. Диагностика слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 24
2.2. Программа коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 36
Выводы по главе 2 54
Заключение 57
Список используемой литературы 61
Список используемой литературы
1. Монографическая литература
1. Анохина, А.С. Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом в игре / А.С. Анохина // Научные исследования в современном мире. Теория и практика: сборник избранных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – СПб.: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2021. – С. 27-29.
2. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завдений / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.
3. Бодимер, А.А. Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха посредством игровой деятельности / А.А. Бодимер, Р.Ф. Давлетова // Аллея науки. – 2020. – №8(47). – С. 516-522.
4. Боскис, P.M. Глухие и слабослышащие дети: учебник / Р.М. Боскис. – М.: Сов. спорт, 2004. – 304 с.
5. Гильманова, Г.Ф. Развитие слухового восприятия как важный компонент системы формирования словесной речи дошкольников с нарушениями слуха / Г.Ф. Гильманова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 5-1. – С. 97-100.
6. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 304 с.
7. Гочошвили, Н.Г. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих обучающихся / Н.Г. Гочошвили // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 10-12(78). – С. 10-13.
8. Деняева, Е.И. Технологии психолого-педагогического воздействия в работе со старшими дошкольниками с нарушением слуха / Е.И. Деняева // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 350-352.
9. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей / под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС», 2003. – 89 с.
10. Ильюшина, М.А. Развитие слухового восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / М.А. Ильюшина // Молодой ученый. – 2021. – №23(365). – С. 473-474.
11. Казанская В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казанская, Н.Д Шматко. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 6. – С. 23-31.
12. Каштанова, О.В. Формирование речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха / О.В. Каштанова, Т.В. Сазанова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2(46). – С. 103-107.
13. Кокорева, П.А. Роль слухового восприятия в развитии речи детей дошкольного возраста / П.А. Кокорева // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. – С. 244-247.
14. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2016. – 304 с.
15. Королева, И. В. Учусь слушать и говорить играя: сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи / И. В. Королёва. - изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2017. - 88 с.
16. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
17. Панкова, Е.Н. Интерактивные образовательные пособия для развития слухового восприятия детей дошкольного возраста / ЕН. Панкова // Цифровая трансформация образования. Актуальные вопросы = Digital transformation of education. Topical issues: сборник статей по материалам I Международной научно-практической конференции. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2020. – С. 40-44.
18. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
19. Петрова, О.А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха / О.А. Петрова. – СПб.: Речь, 2008. – 49 с.
20. Речицкая, Е.Г. Готовность слабослышаших детей дошкольного возраста к обучению в школе / Е.Г. Речицкая, Е.В. Кулакова. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 200 с.
21. Речицкая, Е.Г. Учебное сотрудничество в системе обучения детей с нарушениями слуха: Учебно-методическое пособие / Е.Г. Речицкая, С.А. Зуробьян. – М.: МПГУ, 2018. – 192 с.
22. Санталова, Ю.С. Организация обучения и воспитания детей с нарушениями слуха дошкольного возраста / Ю.С. Санталова, О.В. Курушина // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2021. – С. 166-171.
23. Сироткина, К.А. Психолого-педагогические условия развития слухо-зрительного восприятия у старших дошкольников с нарушением слуха / К.А. Сироткина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 63-7. – С. 107-112.
24. Смирнова, С.И. Психологические особенности игровой деятельности старших дошкольников с нарушением слуха / С.И. Смирнова, В.Н. Зубарев // Медицинское образование сегодня. – 2021. – № 3(15). – С. 43-52.
25. Соколова, М.Д. Особенности игровой деятельности у детей с нарушением слуха и зрения / М.Д. Соколова, М.В. Коробова, И.М. Елисеева // Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 119-121.
26. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – 4-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2015 – 510 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки / ред.-сост. Т.В. Цветкова. – М.: Творческий центр Сфера, 2015. – 96 с.
28. Феклистова, С.Н. Методологические основы дидактической системы коррекционной работы по развитию слухового восприятия и устной речи детей с нарушением слуха / С.Н. Феклистова // Адукацыя i выхаванне. – 2018. – №10(322). – С. 15-21.
29. Чукаева, Л.В. Специфика развития у слабослышащих дошкольников слухового восприятия неречевых звучаний / Л.В. Чукаева // Вопросы педагогики. – 2021. – № 10-1. – С. 247-250.
2. Описание электронных ресурсов
1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха №7 «НАДЕЖДА»: официальный сайт. – Режим доступа: https://nadejda7.ru/ (дата обращения: 18.01.2022).
2. Шапиро, В.А. Технология обследования речи «Методика обследования слухового восприятия дошкольников» // Альманах педагога. – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=50143 (дата обращения: 18.01.2022).
Коррекционная программа по развитию у дошкольников с нарушениями слуха навыков слухового восприятия была разработана с учетом принципов индивидуализации, поступательного обучения, основательности, образности, дифференцированного подхода и эмоциональной коммуникативности.
В соответствии с поставленными задачами коррекционно-педагогической работы, был разработан комплекс игровых упражнений, направленный на развитие слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающая программа по формированию слухового восприятия предполагает индивидуальную работу с детьми, занятия в малой и большой группах, а также поэтапную работу, заключающуюся в подстройке взрослого к свободной деятельности ребенка и постепенном присоединении к ней, направлении активности ребенка в русло игровых действий, наделение их игровым смыслом и выстраивание игровых процессуальных действий в определенной логике.