Анализ административно-правового регулирования деятельности образовательной организации при реализации программ дополнительного профессионального образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Дополнительное образование в России и его развитие в настоящее время являются одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений. Это результат сложных социально-экономических процессов, которые радикально изменили российское общество. Образовательные учреждения все чаще рассматриваются как экономические корпорации, и в результате они лишены особого статуса: положения образовательного центра. В то же время все чаще используется новый термин: «полезные знания». Уникальность полезного знания в принципе ограничивается тем, что оно ориентировано на специальное и направлено на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Эти знания дополняются различными комбинациями (программами, курсами, циклами, специализациями), между практическими навыками и определенными технологиями, с ограниченной областью социальной ответственности, которая определяет содержание образовательных услуг.
Приоритетными направлениями модернизации российской системы образования являются правовое обеспечение инноваций в образовании, содержание и структура профессиональной подготовки в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности высококачественных образовательных услуг. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России является развитие непрерывного профессионального образования, которое фокусируется на процессах систем высшего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Образовательные программы в России включают повышение квалификации, переподготовку и подготовку специалистов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……….……….……….……….……….……….……….……... 3
ГЛАВА 1. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ………………………………………………………... 6
1.1. Дополнительное профессиональное образование: понятие, признаки………………………………………………….………...………... 6
1.2. Дополнительное профессиональное образование: нормативно-правовая регламентация………………………...………...………...……… 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……….……………...………...………......... 23
2.1. Механизмы обеспечения реализации программ дополнительного профессионального образования в организации высшего образования…. 23
2.2. Новеллы законодательства и проблемы правоприменительной практики деятельности образовательной организации при реализации программ дополнительного профессионального образования…………... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……….……….………............................................ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……….……..... 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
3. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
5. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 729 (ред. от 31.10.2020) «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 144 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
8. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
9. Приказ Министерства образования и науки РФ № 499 от 01.07.2013 г. (ред. от 30.09.2020) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
10. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018 г. (ред. от 30.09.2020) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
11. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
12. ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
13. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
14. ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
15. ГОСТ 8.417-81 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы физических величин [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2015 г. № АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
17. Chase, R. The 1987 Washington State Input-Output study Текст / R. Chase. – Seattle, WA: University of Washington, Graduate School of Business Administration, 1993. – 342 р.
18. Бондаренко, О.В. Современные инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / О.В. Бондаренко. – URL: https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuskizurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/ sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 05.03.2022).
19. В России внедряют технологии дополненной реальности в учебный процесс [Электронный ресурс]. – URL: https://www.susu.ru/ru/news/2018/01/26/v-rossii-vnedryayut-tehnologii-dopolnennoy-realnosti-v-uchebnyy-process (дата обращения: 05.03.2022).
20. В СВФУ разработали чат-бот для студентов и преподавателей [Электронный ресурс]. – URL: https://akvobr.ru/v_svfu_razrabotali_chatbot_dlya_studentov_i_prepodavatelei.html (дата обращения: 05.03.2022).
21. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст / А.А. Вербицкий. – М.: «Высшая школа», 2020. – 351 с.
22. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: монография Текст / С.Г. Вершловский. – СПб.: СПбАППО, 2019. – 143 с.
23. Гагарин, А.В. Концепция устойчивого развития: мировоззрение, культура, компетентность (психолого-акмеологический аспект) Текст / // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». – 2021. – № 1. – С. 16-22.
24. Гизатуллин, Х.Н. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма Текст / Х.Н. Гизатуллин, В.А. Троицкий // Общественные науки и современность. – 2020. – № 5. – С. 124-130.
25. Иванова, В.А. Удовлетворенность как показатель качества образования в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / В.А. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 25. – С. 36-38. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770491.htm (дата обращения: 05.03.2022).
26. Игра на опережение: как геймификация расширяет возможности онлайн-образования [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/news/edu/476737491.html (дата обращения: 05.03.2022).
27. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике Текст / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. – М. : ВЛАДОС, 2019. – 336 с.
28. Калегина, Ю.В. Интегративность как свойство личного ресурса студента Текст / Ю.В. Калегина, И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. – 2019. – № 1 (58). – С. 28-44.
29. Колотыгина, А.О. Использование геймификации в обучении студентов вузов / А.О. Колотыгина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-geymifikatsii-v-obuchenii-studentov-vuzov (дата обращения: 05.03.2022).
30. Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека Текст / И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. – Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2021. – 188 с.
31. Котлярова, И.О. Информальное образование в системе непрерывного образования научно-педагогических работников Текст / И.О. Котлярова, М. Прохазка // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 16-22.
32. Кувырталова, М.А. Применение инновационных технологий в преподавании экономических дисциплин Текст / М.А. Кувырталова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). – Казань: Бук, 2018. – С. 165-167.
33. Кучко, Е.Е. Систематизация подходов к классификации инноваций Текст / Е.Е. Кучко // Социология. – 2018. – № 4. – С. 61-70.
34. Лаврентьева, И.В. Предпочитаемые педагогами форматы повышения квалификации Текст / И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх //Науч.-метод. электр. журнал «Концепт». – 2018. – № 7. – С. 1-16.
35. Лобанов, Н.А. Непрерывное образование как большая система: законы функционирования и развития Текст / Н.А. Лобанов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII Междунар. конф. – 2019. – С. 440-446.
36. Мелоян, В.Г. Корпоративные университеты как элемент подготовки квалифицированных кадров Текст / В.Г. Мелоян // Психология человека и общества. Международный научный журнал-Макеевка; Донбасская аграрная академия, 2021. – № 10. – С. 10-13.
37. Мелоян, В.Г. Цифровизация образования в контексте авторского права Текст / В.Г. Мелоян // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – 2019. – № 63. – Часть 4. – С. 172-176.
38. Назад в будущее образования: прогноз ОЭСР [Электронный ресурс]. – URL: https://apkpro.ru/sayt/pustayastranitsa89/ (дата обращения: 05.03.2022).
39. Подкаст «Радио, 22» [Электронный ресурс]. – URL: https://rosnou.ru/podcasts/radio-22/ (дата обращения: 05.03.2022).
40. Проблемы реализации программ ДПО [Электронный ресурс]. – URL: https://memo.hse.ru/ind_w10_3_13 (дата обращения: 05.03.2022).
41. Равочкин Н. Н. Проектирование программ дополнительного профессионального образования в соответствии с компетентностно-маркетинговым подходом Текст / // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2017. – № 6. – С. 82-87.
42. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека Текст / Г.Н. Сериков. – М.: Мнемозина, 2020. – 416 с.
43. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения Текст / Г.Н. Сериков. – Курган: Зауралье, 2018. – 464 с.
44. Современные методы обучения, которые изменят образование в 2021 году [Электронный ресурс]. – URL: https://magazine.lectera.com/ru/articles/sovremennye-metody-obucheniya-kotorye-izmenyat-obrazovanie-v-2021-godu (дата обращения: 05.03.2022).
45. Тонконогая, Е.П. Основные направления в развитии образования взрослых на современном этапе Текст / Е.П. Тонконогая // Человек и образование. – 2020. – № 1 (22). – С. 25-27.
46. Трансформация системы образования и профессиональное развитие педагогов [Электронный ресурс]. – URL: https://mob-edu.com/tpost/9rizr98ob1-transformatsiya-sistemi-obrazovaniya-i-p (дата обращения: 05.03.2022).
47. ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – URL: https://bspu.ru/ (дата обращения: 05.03.2022).
48. Федотов, А.В. Дополнительное профессиональное образование в России: тенденции и прогнозы развития Текст / А.В. Федотов, А.А. Коваленко, Е.А. Полушкина, Т.Л. Клячко. – М.: Бином, 2020. – 304 с.
49. Шеховцов, В.В. Дополнительное профессиональное образование в ВолгГТУ / В.В. Шеховцов // Актуальные вопросы профессионального образования. – 2021. – № 1. – С. 46-56.
50. Юсуфбекова, Н.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании Текст / Н. Р. Юсуфбекова // Новые исследования в педагогических науках. – 2021. – № 2. – С. 6-9.
Методический продукт и рецензия на него рассматриваются на заседании цикловой комиссии, о чем вносится запись в протокол заседания. Рецензии на методические продукты и учебно-программную документацию хранятся в методическом кабине колледжа. На методическом совете рассматриваются методические материалы.
Рабочие учебные программы, учебные пособия, методические рекомендации по изучению дисциплины для заочного отделения, методические рекомендации по дипломному и курсовому проектированию утверждаются директором колледжа.
Воспитательные программы, методические рекомендации по организации воспитательного процесса согласовываются с заведующим структурного подразделения по воспитательной работе.
Методические рекомендации по организации практического обучения согласовываются с заместителем директора по производственному обучению.
Ответственность за соответствие методической продукции федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования и современному состоянию образования и науки несет цикловая комиссия, за которой закреплено обучение по данной учебной дисциплине/профессиональному модулю.