Особенности нарушений письма у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень)
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что нарушения письма у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) на сегодняшний день является одним из самых распространенных дефектов речи среди школьников младшего возраста.
Овладение письменностью открывает человеку доступ к безграничному информационному и культурному пространству. Стать частью этого пространства ребенок сможет, если взрослые научат его читать и писать. В ряду других высших психических функций у письма и чтения особое положение: они формируются только в результате длительного целенаправленного обучения. На протяжении всего школьного периода дети осваивают грамоту, одновременно осмысливая языковые закономерности [6].
Письмо лежит в основе всего процесса школьного обучения, что означает, что ребенок, не освоивший навык письма будет отставать в освоении школьной программы. Процесс овладения навыками письма сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного
Содержание
Введение ................................................................................................................
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения нарушений письма у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) ……………………………
1.1. Понятие «письмо» в психолого-педагогической и специальной литературе .........................................................................................
1.2. Развитие письма в младшем школьном возрасте ....................
1.3. Нарушения письма в отечественной логопедии
Выводы по 1 главе .................................................................
ГЛАВА 2. Особенности развития детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) …………………………….............................................
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (III уровень)....................................................................
2.2. Своеобразие письма у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень).....................................................................................
2.3. Коррекционная работа по развитию письма у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень)……………………………………………..
Выводы по 2 главе ........................................................................................
ГЛАВА 3. Организация исследования письма у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень)………………………………………………….
3.1. Методики изучения письма у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень)……………………………………………………………………..
3.2. Состояние письма у детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень)……………………………………………………………………
Выводы по 3 главе ........................................................................................
Заключение ..............................................................................................
Список использованных источников .........................................................
Список литературы
1. Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка. - М.: Наука, 1985. – 288 с.
2. Асмолов А.Г., Цветков А.В.Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. 2005. №2.
3. Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А., Кричевец А.Н., Егорова О.И. Формирование письма у младших школьников: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С. 55–63.
4. Ахутина Т.В., Бабаева Ю.Д., Корнеев А.А. и др. Формирование письма у младших школьников: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней. С. 62.
5. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В. Секачев, 2008. – 128 с.
6. Величенкова О.А. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография / Под общ. ред. О. А. Величенковой. – М.: Логомаг, 2018. – 372 с.
7. Волкова С.Н., Шаховская Л.С. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. С. Н. Волковой, Л. С. Шаховской. Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 680 с.
8. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Кн. 5 Фонетик-фонематическое и общее недоразвитие речи / Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519с.
10. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/844320/
11. Иншакова О.Б.Нарушения письма и чтения: теоретический и экспериментальныйанализ/под.ред.О.Б.Иншаковой.–М.:В.Секачёв,НИИШкольныхтехнологий,2008.–140с.
12. 3индер Л.Р. Очерк общей теории письма/АН СССР, Науч. совет по теории сов. языкознания, Ин-т языкознания. - Л.: Наука, 1987. - 112с.
13. Корнев А.Н. Дис
Правильное понимание структуры речевого недоразвития в каждом случае является необходимым условием наиболее эффективной логопедической и медицинской помощи детям.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням [35]. Каждый уровень характеризуется определенным соотношение