Аппликация как средство развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность исследования. Актуальность изучения применения аппликации как средства развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста определяется динамичностью развития науки, техники, мировосприятия в современной действительности, требующей от членов общества креативности, мобильности мышления, готовности к переменам и к нестандартным формам мышления. Все это предопределяет необходимость духовного, нравственного, эстетического воспитания, немаловажное значение в котором играет творчество.
Интерес к природе творчества и творческого воображения приобрел в настоящее время особое значение в связи с развитием науки и техники и необходимостью подготовки специалистов, способных решать возникающие перед ними все более сложные задачи. В условиях гуманистической образовательной тенденции творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самых ранних стадий обучения, с детского сада.
Содержание
Аннотация
Введение……………………………………………………………………......……3
Глава 1. Теоретические основы развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.................................................................7
1.1 Развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного
возраста как педагогическая проблема…….....................................................……7
1.2 Критерии и уровни развития изобразительной деятельности у старших
дошкольников............................................................................................................11
1.3. Аппликация как средство развития изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….…….15
Выводы по главе 1…………………………………….........................................…24
Глава 2 Организация эмпирического исследования по развитию
изобразительной деятельности у старших дошкольников посредством
аппликации…………………….......................................................................……26
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………26
2.2 Диагностика уровня развития изобразительной деятельности у детей
старшей дошкольной группы……………….......................................................…33
2.3 Разработка и реализация комплекса занятий, направленных на повышения уровня развития изобразительной деятельности у дошкольников………...........42
2.4 Анализ результатов исследования………………………………………….…52
Выводы по главе 2……………………………….....................................................61
Заключение…………………………………………….............................…..........64
Список использованных источников.......……...................................................67
Приложение..............................................................................................................73
Список использованных источников
Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых [Текст] / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 150 с.
Альбом для аппликации из ткани. Старшая группа. 5-6 лет [Текст]. - М.: Ранок, 2020. - 302 c.
Афанасьева М.А. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании [Текст] / М.А. Афанасьева // Научный форум: педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. заоч. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 78-83.
Батова, И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Весна. Дидактические карты. ФГОС ДО [Текст] / И.С. Батова. - М.: Учитель, 2018. - 461 c.
Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования [Текст]: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.
Буховцева О.В. Использование нетрадиционных техник аппликации для развития творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Буховцева, Л.А. Кашкина // Постулат. – 2018. – № 3(29). – С. 16-21.
Бермус А. Г. Практическая педагогика [Текст]: учебное пособие / А.Г. Бермус. - М.: Юрайт, 2020. - 128 с.
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 5-6 лет. Старшая группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы [Текст] / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 861 c.
Варнина А.С. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной аппликации [Текст] / А.С. Варнина// Интерактивная наука. – 2020. – № 9(55). – С. 39-41
Голованова, Н
объясняет порядок выполнения задания, иллюстрируя каждый из этапов личным примером, дети приступают к выполнению, педагог оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости, а также обязательно проводит физкультминутку для снятия физического и эмоционального напряжения детей);
заключительный этап 2–3 минуты (педагог оценивает результаты работы каждого воспитанника, формируется стихийная выставка аппликаций, дети кратко комментируют свою работу - получилась/не получилась, нравится/не нравится конечный продукт) [41, с. 50].
Как уже отмечалось, участие педагога при выполнении аппликации с детьми любого возраста приобретает особую важность на этапе выполнения задания. Это один из вариантов осуществления индивидуального подхода к дошкольникам.
Однако от одной ступени образовательного процесса к следующей ступени эта функция воспитателя ослабевает - в старшей и подготовительной группах - учитель оказывает необходимую индивидуальную помощь.Работа по освоению аппликации