Особенности коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы

Цель исследования: разработка системы логопедической работы по коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.11.2022
Объем файла
285 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыком чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Впервые такую проблему в конце XIX в начале XX веков стали изучать ученые А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить имена Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др.
Учения о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными. По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика. 
Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. В настоящее время специалистами практиками рассматривается вопрос о раннем выявлении, предупреждении и коррекции дислексии у детей. Чтение как вид деятельности играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Также можно отметить, что следствием нарушений чтения в старших классах являются трудности решения текстовых задач, трудности в овладении историей, иностранным языком. Все выше сказанное подтверждает что, нарушение чтения приводит к снижению успеваемости по всем предметам.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Понятие и классификация дислексий 6

1.2. Этапы формирования навыка чтения 12

1.3.Основные виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины 18

1.4.Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению дислексии у младших школьников общеобразовательной школы 21

ГЛАВА II. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25

2.1.Разработка диагностического комплекса по коррекции дислексии у младших школьников 27

2.2.Проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента 31

2.3.Содержание и организация коррекционной работы и анализ работы по коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алтухова Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с О.Н.Р. //Дефектология. 2012 г. №5 стр. 435.

2. Астапов В.М., Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / Астапов В.М.. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-4486-0822-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88171.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

3. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие /Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. – М., Лабиринт, 2006. стр. 230.

5. Глухов В.П. Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2013. стр. 489.

6. Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления: из научного наследия. – М.: Языки славянской культуры. 2011. стр. 259.

7. Козловская, Г.Ю. Лингвистические проблемы дефектологии: учебное пособие / Козловская Г.Ю. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 115 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69395.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

8. Корнев А. Н. Дислексия и ее двойники: критерии дифференциации // Изучение нарушений чтения и письма. Итоги и перспективы. – М., 2004. – стр. 125.

9. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать учим в дКозырева Л.М. Логопедическое пособие: звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. М., 2000иалоге. СПб, 2007. стр. 456.

10. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.

11. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М. Воронеж, 2001. стр. 190.

12. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. – М.: Издательство.2009 г. стр. 89.

13. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения: программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.

14. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб.: ПРЕСС», 2004. стр. 130.

15. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.

16. МикадзеЮ В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.

17. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы. СПб., 1995.

18. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логозанятиях. М., 1991.

19. Мисаренко Г. Г. Технические навыки чтения и технология их формирования в период первоначального обучения. //Начальная школа. № 8, 2006.  стр. 155.

20. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.

21. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.

22. Немой, Р.С. Психология [Текстl учеб. студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немой. — 2-е изд., -М.: Владос, 1995. -576 с.

23. Олейникова Т.В., Практикум по специальной коррекционной педагогике и психологии: учебно-методическое пособие / Олейникова Т.В.. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. — 68 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/47887.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

24. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. М., 1997.

25. Оразаева, Г.С. Введение в специальность для студентов-дефектологов : учебное пособие / Оразаева Г.С. — Алматы: Нур-Принт, 2014. — 112 c. — ISBN 9965-14-957-7. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69067.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

26. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.

27. Русецкая М. Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников. – Дис. канд. пед.наук. – М., 2013. стр. 69.

28. Русецкая М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования. – Дис. докт. пед. наук. – М., 2009. стр. 97.

29. Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных дисфункций у младших школьников // Дефектология. 2004. №5.

30. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.

31. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики. М., 1991.

32. СкомороховаМ.И., Коррекционно-развивающее обучение в общеобразовательной школе: учебное пособие. Иркутск, 1996.

33. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / В.И. Селиверстов [и др.]. — Москва: Академический проект, 2020. — 317 c. — ISBN 978-5-8291-2841-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110039.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

34. Специальная педагогика: учебное пособие/. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-0105-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85902.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

35. Специальная педагогика: учебное пособие для СПО/. — Саратов: Профобразование, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4488-0328-4. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86149.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

36. Спирова P.Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1993.

37. Степанова, О. Учебные умения и навыки требуют коррекции [Текст] / О. Степанова // Народное образование. — 2000. -№ 9. – С. 181-187.

38. Чиркина Г. В., Корнев А. Н. Современные тенденции в изучении дислексии у детей // Дефектология, 2005, стр. 893.

39. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи. СПб., 2007.

40. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2001.

41. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. М., 1995.

 

 

В рамках данного направления были организованы мини праздники, познавательные интеллектуальные игры, книжные выставки. Например, был организован «Праздник достижений», цель которого подвести итог по теме «Развитие навыков языкового анализа и синтеза». Также дети совместно с логопедом выпускали стенгазеты для учащихся, не посещающих логопедические занятия, например: «По страницам любимых книг», «Русский язык в загадках», «Сказочные герои», «В мире слов» и т.д. 
Реализуя принцип комплексности коррекционного воздействия, учителю экспериментальной группы (1 «Б» класса), также были даны рекомендации, по включению элементов коррекционных заданий в уроки по обучению грамоте. В основном это были задания в интерактивной форме. Так как класс оснащен интерактивной доской и выходом в сеть Internet, было рекомендовано использовать интернет сайт «Логозаврия» (13).