Предупреждение нарушений самостоятельного письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня
Введение
Письменная речь – это сложная психическая деятельность, которая дает возможность активно выражать мысли средствами той или иной письменности, а также понимать то, что написано. Потребность в общении с помощью письменной речи возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Письменная речь – общепринятая, универсальная форма общения всех грамотных людей, способ передачи своих мыслей и чувств другим людям [40].
Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. Начальный этап овладения письменной речью – это усвоение навыков письма и чтения, то есть грамоты.
Обучение письму детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи является одним из самых ответственных разделов обучения. Такие дети овладевают первоначальными навыками чтения и письма с большим трудом, что объясняется, с одной стороны, спецификой русского языка, его звуковой и слоговой структуры, а с другой – особенностями детей с общим недоразвит
Содержание
Введение…………………………………………………..………………3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения нарушений самостоятельного письма у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………...6
1.1 Понятие «самостоятельное письмо» в современной литературе...6
1.2 Закономерноности формирования самостоятельного письма в онтогенезе………………………………………………………………………11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи…………………………..16
1.4 Готовность к овладению самостоятельным письмом у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………..19
Выводы по первой главе………………………………………………26
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по предупреждению нарушений самостоятельного письма у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………….27
2.1 Изучение готовности к овладению самостоятельным письмом у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………………….27
2.2 Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений самостоятельного письма у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………..41
Выводы по второй главе………………………………………………..48
Заключение……………………………………………………………..49
Список использованных источников………………………….………53
Приложения……………………………………………………………..58
Список использованных источников
1. Азова О. И. Диагностика письменной речи у младших школьников [Текст] / О. И. Азова. М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 с.
2. Аксенова Л. И. Специальная педагогика [Текст] / Л. И. Аксенова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 106 с.
3. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств [Текст] / Т. В. Ахутина. – СПб.: Питер, 2011. 315 с.
4. Богатырева А. О. Проблемы дифференциации в коррекции фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями [Текст] / А. О. Богатырева // Проблемы современного образования. – 2013. № 2. – С. 168-175.
5. Большая Российская энциклопедия [Текст] : в 30 т. / научно-редакционный совет: председатель Ю. С. Осипов и др. М.: Большая Российская энциклопедия. Т. 22.
6. Бурина Е. Д. Такие похожие разные буквы. Тренинг по дифференциации сходных по начертанию букв [Текст] / Е. Д. Бурина. – СПб.: КАРО, 2008. 96 с.
7. Визель Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Визель. – М.: Астрель, 2015. – 127 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. – 5-е изд., испр. – М.: Лабиринт, 2009. – 352 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Наука, 2010. 471 с.
10. Гладкая В. В. Методика проведения коррекционных занятий с младшими школьниками с трудностями в обучении [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. В. Гладкая. Мн.: ЗорныВерасок, 2011. 112с.
11. Гурьянов Е. В. Очерки психологии и методики обучения письму в букварный период [Текст] / Е. В. Гурьянов, М. К. Щербак. – М.: Изд-во АПН РФ, 2010. 164 с.
12. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения [Текст] / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
13. Елецкая О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: формирование представлений о пространстве и времени [Текст] : метод. пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – СПб.: Речь, 2016. – 180 с.
14. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: [Текст] / пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 335 с.
Изучение опыта работы педагогов-практиков по формированию первоначальных навыков письма у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня позволяет сделать вывод о том, что при развитии навыков самостоятельного письма необходимо большое значение уделять развитию устной речи, мелкой моторики, зрительной памяти и зрительно-пространственной координации.
Приемы работы по звуковому анализу, применяемые во время обучения грамоте в массовой школе, недостаточны для формирования и точной дифференциации фонематических представлений у этих детей. Для того чтобы преодолеть возникающие затруднения, обучающиеся нуждаются в применении специальных методов и приемов работы, построенных с учетом фонематического недоразвития. Такие условия обычно бывают созданы в процессе коррекционной работы на школьном логопедическом пункте [1].
Обычно дети с нарушением письма по