Развитие коммуникативных умений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе в системе дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития у детей дошкольного возраста эффективных коммуникативных умений, способствующих полноценному развитию общения; обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими (сверстниками), ведь общение имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития и дальнейшего успешного обучения его в школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из образовательных областей является «Социально-коммуникативное развитие», содержание которой «направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей се
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..….8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР
1.1. Значение и роль сюжетно – ролевой игры в жизни дошкольников…………..12
1.2. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности …………………………………………………23
1.3. Выводы по первой главе………………………………………………………...29
Глава 2. мониторинг развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
2.1. Анализ эффективности мониторинга развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством сюжетно-ролевых игр ……31
2.2. Методика организации мониторинга по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, посредством игровой деятельности…..43
2.3. Выводы по второй главе ………………………………………………………...49
Заключение ………………………………………………………………………50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ….…………………………………………………………………52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 .……………………………………………………………………54
Список использованных источников:
1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Старшая группа: Содержание работы с детьми 5-6 лет/ Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова, 2017. – 109 с.
2. Авдулова, Т.П. Личная и коммуникативная компетентность современного дошкольника: учебное пособие [Текст] / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева – М.: Прометей, 2013. – 138 с.
3. Алиева, Т.И. коммуникативная практика в группах детей четырёх-пяти и пяти-шести лет в условиях образовательного учреждения речи [Текст] / Т.И Алиева, Н.М. Шафран, А.М. Стасюк // Детский сад: теория и практика – 2013. – №10. – с. 28-38.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Под ред. В. А. Сластёнина. – 3-е издание, стер. – М.: Академия, 2014. – 264 с.
5. Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация. Психология и право [Текст] / М.С. Адрианов. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. – 256 с.
6. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст] / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
7. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. дис. ... канд. психол. Наук [Текст] / Т.В. Антонова. – М., 1983. – 23 с.
8. Анисимова, Е.В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе освоения речевого этикета у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Анисимова // Педагогические науки. – №2. – с. 44–47.
9. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками речи [Текст] / А.Г. Арушанова, Р.А. Иванкова, Е.С. Рычагова // Детский сад: теория и практика – 2013. – №3. – с. 6-19.
10. Безрукова, О.А. Коммуникативная компетентность как основа социокультурной адаптации ребёнка дошкольного возраста: лингвистический аспект [Текст] / О.А. Безрукова // Детский сад: теория и практика – 2013. – №3. – с. 26-35.
11. Бизикова, О.А. Игра как средство развития культуры диалогической речи [Текст] / О.А. Бизикова // Детский сад: теория и практика– 2013. – №3. – с. 56–65.
Задания, предлагаемые старшим дошкольникам, с целью развития у них коммуникативных навыков должны быть посильны, соответствовать возрастным возможностям и уровню развития каждого субъекта общения, а также учитывать тот факт, что, также, как и привычки, навык формируются постепенно.
По мнению Л.В. Чернецкой, работающей над проблемой развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, данный процесс должен включать развитие у дошкольников следующих компонентов [47, c. 89]:
1)эмоциональный – включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию;
2)когнитивный – связанный с познанием другого человека, включающий в себя способность встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы;
3)поведенческий – отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении