Коррекция аграмматизмов в речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Введение
В целевых ориентирах Федерального государственного образователь-ного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве результата сформулированы на этапе завершения дошкольного образования следующие способности ребенка: достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, составляющие предпосылки грамотности.
От уровня владения дошкольником связной речью зависит его успеш-ность обучения в школе. Без достаточного уровня развития связной речи выполнение таких учебных задач, как восприятие и воспроизведение текста, умение давать развернутые ответы на вопросы и самостоятельно излагать суждения становится недоступным.
В последние годы отмечается рост количества дошкольников, имею-щих нарушения речевого развития. Наиболее распространённой формойтя-жёлого нарушения речевого развития является общее недоразвитие ре-чи(далее – ОНР).
В исследованиях Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, А.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной отмечается наличие недостатков речевого разви-тия детей старшего дошкольного возраста с ОНР и, прежде всего, суще-ственных отклонений у них в качественных и количественных характеристиках словарного запаса и грамматических конструкций. Только при наличии их определенного уровня у дошкольников с ОНР становится возможным полноценное формирование связной речи, поэтому в процессе ее формирования дошкольник с ОНР нуждается в специальной логопедической работе по развитию лексических и грамматических структур речи. В свою очередь, предупреждение дальнейших ошибок в его письменной и устной речи требует раннего выявления у ребенка аграмматизмов–основного признака нарушения грамматического строя речи.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы нарушения грамматического строя в речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи…….. 7
1.1. Грамматический строй речи дошкольников и его формирование в онтогенезе……………………………………………………………………. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………. 12
1.3. Особенности грамматического строя речи детей дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи………………………………………… 17
Выводы по главе 1…………………………………………………………… 21
Глава 2. Экспериментальное исследование аграмматизмов в речи стар-ших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………... 23
2.1. Организация и методы исследования…………………………………. 23
2.2. Анализ результатов диагностики грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР на констатирующем этапе……………………. 29
2.3. Апробация программы логопедической работы по коррекции аграмматизмов в речи старших дошкольников с ОНР……………………. 42
Выводы по главе 2…………………………………………………………… 48
Заключение…………………………………………………………………… 50
Список использованных источников и литературы………………………. 52
Список использованных источников и литературы
1. Агранович, З.Е. Овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте / З.Е. Агранович // Дошкольная педагогика. – 2002. - №1. – С. 26-29.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. – Москва: Академия, 2008. – 400 с.
3. Аристова, Л.С. Особенности согласования прилагательных с суще-ствительными у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Аллея науки. – 2018. – №5(21). – С. 1037-1040.
4. Артищева, Л.В. Логопсихология: учеб.-метод. пособие / Л.В. Артищева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
5. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 272 с.
6. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Е.Ф. Архипова. - СДО. – 2017. – №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi (дата обращения: 03.01.2022).
7. Бардышева, Т.Ю. Конспект логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – Москва: Скрипторий, 2015. – 64 с.
8. Баскакова, И.Л. Практикум по психолингвистике / Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов /И.Л. Баскакова, В.П. Глухов. – Москва: АСТ: Астрель, 2008. – 192 с.
9. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников / Р. А. Белова-Давид. – Москва: Просвещение, 1972. – 232 с.
10. Богоявленский, Д.Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. – № 4. – 1958. – С. 85 – 98.
11. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у до-школьников / С. В. Бойкова. – Санкт-Петербкрг: КАРО, 2005. – 100 с.
12. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – Москва: Просвещение, 2009. – 703 с.
13. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно-методическое пособие / Т.В. Волосовец. – Москва: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.
14. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев. – Москва: Издательство АПН РСФСР, 1949. – 268 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
16. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография /В.П. Глухов. ‒ Москва: В. Секачев, 2014. – 537 с.
17. Глухов, В.П. Психолингвистика: учебник для вузов / В.П. Глухов. – Москва: Издательство В. Секачев, 2014. – 344 с.
18. Детская логопсихология: учебник / под редакцией Денисовой О. А. – Москва: Владос, 2018. – 161 с.
19. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефи-менкова. – Москва: Просвещение, 1985. – 112 c.
20. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов / Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова. – Москва: КнигоМир, 2011. – 320 с.
21. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – Москва: Академия, 2006. – 320 с.
22. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет: учебное издание / Е. М. Косинова. – Москва: Эксмо, 2009. – 64 с.
23. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова // Логопед, 2004. - № 1. – С. 26-34.
24. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. И. Серебрякова. – Санкт-Петербург: Союз, 1999. – 158 с.
25. Лалаева, Р.И. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ОНР: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова; под ред. Л. С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
26. Лахмоткина, В.И. Психолого-педагогические аспекты характеристики детей с общим недоразвитием речи // Лахмоткина Л.А., Ястребова. Л.А. / Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-aspekty-harakteristiki-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 03.01.2022).
27. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом: пособие для логопедов и студентов дефек-тол. фак. пед. институтов / Р.Е. Левина; под ред. Л.С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
28. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – Москва: Просвещение, 1968. – 133 с.
29. Леонтьев, А.А. Путешествие по карте языков мира/ А.А. Леонтьев. – Москва: Издательский дом Мещеряков, 2008. – 352 с.
30. Леонтьева, А.И. Особенности грамматического строя речи у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи III уровня/ А.И. Леонтьева // Международный журнал экспериментального образования. – 2020. – № 4. – С. 58-62.
31. Новиковская, О. А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. - Санкт-Петербург: КОРОНА, 2005. - 64 с.
32. Никашина, Н.А. Формирование речи и ее недоразвитие: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов / Н.А. Никашина; под ред. Л.С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
33. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи/ С.Н. Сазонова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007
34. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (с изменениями на 27 августа 2019 года) [Электронный ресурс]: СанПиН 2.4.1.3049-13. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499023522 (дата обращения: 3.01.2022).
35. Сековец, Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ: учеб. пособие для сту-дентов педвузов / Л.С. Сековец, Л.И. Разумова; под ред. Л.С. Сековец. – Москва: АРКТИ, 2006. – 368 с.
36. Серебренникова, С.Ю. Развитие речи в норме и недоразвитие речи / С.Ю. Серебренникова. – Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. – 28 с.
37. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. – Москва: Классикс стиль, 2003. – 160 с.
38. Спирова, Л.Ф. Общие методические положения по обучению грамоте детей с недоразвитием речи: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов / Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер; под ред. Л. С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
39. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представле-ний: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуаль-ных занятий с дошкольниками /Т.А. Ткаченко. – Москва: Гном и Д, 2003. – 51 с.
40. Трубникова, Н.М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998. - 51 с.
41. Туманова, Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. институтов / Т. В. Туманова, Л. С. Волкова; под ред. Л. С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
42. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С. Ушакова. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 277 с
43. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - Москва: Акад. пед. наук РСФСР, 1952. – 728 с.
44. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошколь-ного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.
45. Филичева, Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи: пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. педвузов / Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова; под ред. Л.С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 480 с.
46. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей до-школьного возраста: Практическое пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – Москва: Айрис-пресс, 2014. – 224 с.
47. Фоменко, Ю.В. Грамматические значения, формы и категории в рус-ском языке: Учебное пособие/ Ю.В. Фоменко. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 1995. – 60 с.
48. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. – Москва: АРКТИ, 2003. – 240 с.
49. Чуковский, К.И. Живой как жизнь /К.И. Чуковский. – Москва: Время. 2014. – 256 с.
50. Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. – Москва: Академия, 2001. – 141 с.
На формирующем этапе исследования была составлена программа логопедической работы по коррекции аграмматизмов в речи дошкольников с ОНР. Условиями реализации программы был учет психолого-педагогических особенностей дошкольников с ОНР и принципов коррекционной работы с детьми с ОНР, а также использование в логопедической работе по коррекции аграмматизмов словесные, наглядные и игровые приемы формирования грамматического строя речи. Апробация программы коррекции выявленных аграмматизмов у дошкольников с ОНР показала положительную динамику в понимании значения предлогов и логико-грамматических конструкций; согласовании числительного с именем существительным; употреблении множественного числа имен существительных в родительном падеже; согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже и падежных окончаний имен существительных.
Частичные улучшения были отмечены в навыке образования относи-тельных и притяжательных прилагательных; в падежно-предложных кон-струкциях; употреблении логико-грамматических конструкций во фразе (пропуск субъекта, объекта). Дети смогли пересказать текст и использовали при пересказе навыки словоизменения и словообразование, старались грам-матически верно оформить фразу, но стойкие специфические ошибки в пересказе указывают на необходимость продолжить работу в данном направлении.