Педагогическое сопровождение воспитательной работы в хореографическом коллективе
ВВЕДЕНИЕ
Изучая педагогическую литературу можно заметить, что на первый план выступает проблема воспитания грамотной, творчески активной, духовно богатой всесторонне развитой личности [1]. Огромную роль в решении ее играет хореография, призванная посредством искусства танца воспитывать и развивать «широкие массы своих участников. Танец цветной нитью проходит по жизни любого человека, выражая позитивные и негативные мысли. Танец-это первый и единственный всеобъемлющий и универсальный способ выразить при помощи языка мимики и жестов все свои чувств. Танец-это сама гармония. Человек, умеющий хорошо танцевать по определению человек гармоничный, ибо гармония-это равновесие и порядок.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях.
Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогического сопровождения воспитательной работы в хореографическом коллективе………………… 8
1.1. Воспитание и развитие личности ребенка как психолого-педагогическая проблема.................................................................................... 8
1.2. Хореографический коллектив как фактор воспитания и развития личности ребенка …………………………..……….……………………….. 13
Выводы по 1 главе............................................................................................... 16
ГЛАВА 2. Организация педагогического сопровождения воспитательной работы в хореографическом коллективе .......................................................... 17
2.1. Возрастные особенности воспитания и развития личности ребенка в хореографическом коллективе…………………………………………........ 17
2.2. Педагогическое сопровождение процесса организации воспитательной работы в хореографическом коллективе …………………………………... 20
Выводы по 2 главе............................................................................................... 46
ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности педагогического сопровождения воспитательной работы в хореографическом коллективе …………………………………………… 48
3.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по организации воспитательной работы в хореографическом коллективе ……. 48
3.2. Формирующий этап эксперимента опытно-экспериментальной работы по организации воспитательной работы в хореографическом коллективе… 59
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования............ 62
Выводы по 3 главе............................................................................................... 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
2. Бухвостова Л.В. Щекотихина С.А. Балетмейстер и коллектив. – Орел Орловский ГИИиК 2011. – 248 с.
3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство "Школьные технологии", 2008. – 176 с.
4. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. – 262 c.
5. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 400 c.
6. Крившенко Л.П. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2012. – 432 с.
7. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 424 c.
8. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. – М., 2009. – 349 с.
9. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин, – М.: Просвещение, 2012. – 239 с.
10. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2016. – 53c.
11. Чекина Е. В. Педагогика, психология, методики преподавания: практикум / Е. В. Чекина, М. В. Салтыкова-Волкович и др. – Гродно: ГрГУ, 2016. – 50 с.
12. Карпенко В. Н. Хореография как инструмент воспитания детей / В. Н. Карпенко, О. Ю. Раковская // Культура и время перемен. – 2018. – № 2 (21). – С. 1.
13. Закирова Ч. Р. Педагогический потенциал танцевального искусства в развитии межкультурной компетенции молодежи / Ч. Р. Закирова, Р. А. Валеева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 860.
14. Кувшинова Н. А. Воспитательный потенциал современного занятия в системе дополнительного образования // Внешкольник. – 2016. – № 2. – С. 17 – 15. Никитина Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. – 2014 – № 7. – С. 90 – 107.
16. Отрадная Е.М. Роль внеурочной деятельности в начальной школе / Е.М. Отрадная // Начальная школа. – 2012. – № 4. – С. 15 – 18.
17. Терещенко Н.В. Творческая основа формирования индивидуального стиля деятельности учителя балльной хореографии [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.infolibrary.com.ua
Трудности, возникающие у ребёнка при выполнении заданий, не следует указывать в резкой форме. Дошкольник может не точно координировать свои движения, плохо связывать их с музыкой, но это не повод педагогу отстранять ребёнка от занятий и фиксировать на этом чрезмерное внимание. В каждом ребенке заложены определенные способности, в танцах каждый ребёнок будет проявлять себя по-разному, как и в любой другой сфере деятельность.
Занятия ритмикой обучают базовым знаниям в хореографии: таким понятиям как «быстро» и «медленно», «тихо» и «громко» и др. Зачастую дети старшего дошкольного возраста ещё могут путать лево и право, в том числе и где правая\левая рука или нога, что непозволительно маленьким танцорам. Для того, чтобы в дальнейшем обучении танцу не возникало с этим проблем, можно на первых занятиях изучить себя: найти где находится голова, плечи, локти, кисти, стопы, колени, пальцы рук и ног и далее.
Музыка - является возбудителем творческой фантазии. Музыка должна быть тщательно подобрана и нести учебные цели, в ней должно быть ярко представлено то средство музыкальной выразительности, на которое хочет обратить внимание педагог. Однако, обращая внимание учащихся на определенные средства музыкальной выразительности в конкретном произведении, в тоже время необходимо исходить из целостного восприятия музыки. Важными фактором в музыкально-ритмическом движении является эмоциональное переживание, которое движению придает эмоциональную окраску.