Приемы изучения фразеологии в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что ни в одной из программ обучения младших школьников русскому языку нет разработанной системы изучения фразеологии, хотя это одна из интереснейших сторон русского языка. Используемые в настоящее время учебники и учебные пособия не позволяют ученику в достаточном объёме приобщиться к языковому богатству русской фразеологии, что обедняет речь ребёнка, и, в конечном итоге, может привести к оскудению речи большей части населения нашей страны.
Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, в начальной же школе программа предусматривает работу с фразеологическими единицами в практическом ключе без анализа их внутренней структуры, без выделения типов, введения терминов и определений. Анализ современных учебников по русскому языку для начальной школы свидетельствует: авторы предусматривают в том или ином объеме специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер и сводится к толкованию значения фразеологизмов и работе со словарем.
Речь современных учеников зачастую характеризуется малой вырази-тельностью, неуместным, неточным употреблением языковых средств. Позна-ние фразеологии родного языка есть не только путь обогащения словаря уча-щихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации. Поэтому учителю очень важно находить время и место для изучения с детьми фразеологизмов, также необходимо обучать младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний. В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Понятие об устойчивых оборотах русского языка 8
1.2. Анализ программ и учебников с точки зрения изучения фразеоло-гизмов в начальной школе 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФРАЗЕОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 27
2.1. Состояние владения учащихся начальных классов устойчивыми оборотами 27
2.2. Организация работы над устойчивыми оборотами в начальных классах и анализ ее результатов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алефиренко, Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебное пособие для студентов филологических специальностей вузов / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
2. Андрианова, Т. М. Букварь: учебное пособие / Т.М. Андрианова. – М.: Астрель, 2014. – 112с.
3. Андрианова, Т. М., Илюхина, В. И. Учебник по русскому языку 1 класс / Т. М. Андрианова, В. И. Илюхина. - М.: Астрель, 2014. - 96 с.
4. Бобильова, Я.Н. Внеклассная воспитательная работа [Электронный ресурс]: электронная статья. – Режим доступа: http://klasnaocinka.com.ua/uk/article/vneklassnaya-vospitatelnaya-rabota.html
5. Бушуева, Л.С. Изучение фразеологических единиц в начальной школе // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 39-41.
6. Вендина, Т. И. Введение в языкознание: учебное пособие для педаго-гических вузов / Т. И. Вендина. – М.: Высшая школа, 2001. – 288 с.
7. Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: учебное пособие / А. А. Ги-руцкий. – М.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с.
8. Голованова, Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня / Н. Ф. Голованова. - СПБ.: Детство-пресс, 2002. – 160 с. 68
9. Горецкий, В. Г., Кирюшкин, В. А., Виноградская, Л. А. Азбука: учеб-ное пособие / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2014.- 128с.
10. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методиче-ский конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2011. – 223с.
11. Гуткина, Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 160 с.
12. Данилова, М. Р. Роль школьных кружков в развитии детей младшего школьного возраста / М.Р. Данилова. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 242-246.
13. Диброва, Е. И., Касаткин, Л. Л., Николина, Н. А., Щеболева, И. И. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: учебник для вузов: в 2 ч. – ч. 1: фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Н. А. Николина, И. И. Щеболева – М.: Академия, 2001. – 544 с.
14. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 2 класс 1 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. – М.: Астрель, 2014. - 144с.
15. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 2 класс 2 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. – М.: Астрель, 2014. - 144с.
16. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 3 класс 1 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. – М.: Астрель, 2014. - 143с.
17. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 3 класс 2 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. – М.: Астрель, 2014. - 143с. 69
18. Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 4 класс 1 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. – М.: Астрель, 2014. - 144с.
19.Желтовская, Л.Я., Калинина, О.Б. Учебник по русскому языку 4 класс 2 часть / Л.Я. Желтовкая, О.Б. Калинина. – М.: Астрель, 2014. - 144с.
20. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие / И. Ю. Исаева. – М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2010. – 200 с.
21. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 1 класс / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 144с.
22. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 2 класс 1 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 144с.
23. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 2 класс 2 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 144с.
24. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 3 класс 1 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 168с.
25. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 3 класс 2 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 168с.
26.Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 4 класс 1 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 162с.
27. Канакина, В. П., Горецкий, В. Г. Учебник по русскому языку 4 класс 2 часть / В. П. Канакина, В. П. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014. – 162с.
28. Караулов, Ю. Н. Русский язык. Энциклопедия / Ю. Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия. Дрофа, 1997. – 703 с.
29. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2011 – 176 с. 70
30.Лекант, П. А., Диброва, Е. И., Касаткин, Л. Л. Современный русский язык: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филоло-гия» / П. А. Лекант, Е. И Диброва, Л. Л. Касаткин. – М.: Дрофа, 2002. - 560 с.
31. Лопатин, В.В. Малый толковый словарь русского языка / В.В. Лопа-тин. – М.: Русский язык, 1993. – 703 с.
32. Макарова, М.А. Фразеологизмы и их использование на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]: электронная статья. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/frazeologizmy-i-ihispolzovanie-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole
33.Назаренко, В. В. Формы внеурочной деятельности школьников: фа-культативы, кружки, проектная деятельность / В. В. Назаренко. - Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №3. – С. 103-107.
34. Почикеева, Н.М. Обучение, развитие и воспитание личности в про-цессе кружковой работы и трудового обучения // Методика преподавания. – 2014. – №6. – С. 23-28.
Фразеология - золотая сокровищница русской культуры. Как наука о языке она способствует формированию деятельной языковой личности в условиях современной лингвистической ситуации. Язык, будучи одним из основных признаков нации, выражает культуру народа, который на нём говорит, т.е. национальную культуру. Большую роль в её постижении отводится фразеологизмам. Они, как свёрнутые тексты, представляют собой важную составляющую «языка» культурных концептов. Фразеологизмы не только передаются следующим поколениям, но и формируют культурное самосознание народа – носителя языка. Не исключено, что изучение фразеологических оборотов (понимание и правильное употребление) в начальной школе может вызывать у детей затруднение. Изучение фразеологизмов – это высший этап овладения языком. Проанализировав учебно-методическую литературу, мы пришли к выво-ду, что на уроках русского языка в начальной школе не отводится должного внимания теме «Фразеологизмы».