Развитие координационных способностей детей 6-7 лет в дошкольных образовательных организаций
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – значимый период человека для формирования физического здоровья и двигательных навыков, что обеспечивает его дальнейшее укрепление и сохранение. В таком возрасте необходимо воспитывать у детей интерес, потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями и мотивацию к здоровому образу жизни [33]. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития координационных способностей, т.к. именно в этом возрасте у детей происходит «закладка фундамента», что способствует быстрому обучению движениям и правильному выполнению физических упражнений, а, следовательно, и развитию физических качеств [38, 40]. Развитие таких способностей занимает немало важное место в воспитании детей, т.к. побуждает их осваивать новые действия, а также решать сложные задачи в меняющихся условиях. Чем больше у ребенка запас двигательных умений и навыков, тем большими возможностями он обладает для построения новых двигательных действий. Основной задачей воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста является в накоплении запаса движений и навыков в будущем. Хорошо развитые координационные способности ведут к успешному обучению физическими упражнениями и влияют на темп и способ усвоения спортивной техники. Сформированные координационные способности являются необходимым условием подготовки детей к жизни. Они способствуют наиболее эффективному выполнению действий в постоянно меняющихся условиях. Для избегания монотонности однообразия в занятиях необходимо использовать различные варианты упражнений, чтобы обеспечить детям радость от участия в спортивной деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Координационные способности как один из видов двигательных качеств 7
1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 17
1.3 Методика развития координации движений у детей дошкольного возраста 21
1.4 Физическое воспитание в ДОУ 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 37
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аршавский, И.А. К физиологическому анализу физического развития и его особенностей у детей / И.А. Аршавский //Физиология человека. -1999. № 5
2. Актуальные проблемы физического воспитания школьников. Материалы Всерос. науч. конф. Мин-ва РФ по физ. культуре, спорту и туризму/ под ред. Ю.В. Менхина. - Малаховка: МГАФК, 1999.
3. Асильбекова, С.А. Некоторые периоды и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста / С.А. Асильбекова, Ж.П. Примбетов // Актуальные проблемы детско-юношеского спорта: Сб.науч.тр. - Алма-Ата, 1981. - С.93-96.
4. Бальсевич, В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников/ В.К. Бальсевич //Советская педагогика. -1983. - №8. - С.21-28.
5. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). Учебное пособие / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. -М., 2002. - 415с.
6. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность. - М.: наука, 1990. - 495 с.
7. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Медицина, 1991. – 154 с.
8. Борисова, М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: Учеб. - метод. пособие / М.М. Борисова. – М.: Обруч, 2014. – 256 с.
9. Булкин, В.А. Диагностика подготовленности спортсменов. Л., ЛНИИ ФК, 1990. - 342 с.
10. Вареник, Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
11. Виноградов, П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Учебное пособие, М.: Советский спорт, 1996.
12. Волков, Л.В. Системный подход при исследовании структуры двигательных способностей детей и подростков в онтогенезе// Методы исследования функций организма в онтогенезе. — М., 2005. — С. 174-175.
13. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2004. - 135с.
14. Гаврилова, В.В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет: планирование, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2014. – 188 с.
15. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1968. -174 с.
16. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика. — М.: Физкультура и спорт, 1979. -264с.
17. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: педагогика, 1984. -128с.
18. Запорожец, А.В., Неверович, Я.З., Кошелев, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада; Под ред. Ким В.В. Спорт, как особая отрасль общественного производства // Спорт, физич. культура, здоровье: состояние и перспективы совершенствования: матер. Конф. – Тюмень, 1998. - В. 1, С. 87-98.
19. Иванова, С. С. Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 38-41.
20. Кошелев, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада - М.: Просвещение, 1985. - 176с., ил.
21. Краснобаева, Я. А. Методика формирования ловкости у детей 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 91–95
22. Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения: учебное пособие. - СПб., 1998.
23. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.: ил.
24. Лях, В.М. Координационные способности школьников. – Минск, Полымя, 1999.
25. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 1998 г. - 204с.
26. Лях, В.И. О классификации координационных способностей/ Лях В.И. // Теория и практика физической культурыы. – 2007. - №7 – С. 28 - 30
27. Лях, В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / Лях В.И. // Теория и практика физической культуры. – 2003. - №8 – С. 44 – 46
28. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
29. Менхин, Ю.В., Менхин, А. В. Комбинированные и комплексные упражнения. - Учебное пособие, Малаховка: МГАФК, 1999
30. Миллер, Е.Г. Пути повышения эффективности оздоровительной тренировки. - ж. «Теория и практика физ. культуры», 2000. - № 9.
31. Некрасов, А.С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: Дис. канд. пед. наук: 13.00.04 БГУ. Белгород. 2006. - 160с.
32. Панкратович, Т.М., Купцова, В. Г. Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5-6 лет //Концепт. – 2013. - №10
Для отработки движений рук дети выполняли маховые движения вперёд-назад с касанием мяча или пластинки. Перед ребёнком ставилась задача коснуться рукой пластинки, установленной на стойке, и пластинки, закреплённой на рейке гимнастической стенки. Для каждого ребёнка подбиралось индивидуальное расстояние и высота пластинок, для того чтобы он смог правильно выполнить имитацию движений руками при беге. Данные упражнения выполнялись с открытыми и закрытыми глазами, стоя на коленях и на одной ноге. Использовалось сочетание движений при равновесии и движений рук при беге. Выполнялись одновременные движения руками вперёд и назад, в медленном и постепенно увеличивающемся ритме, а также под музыку и без неё. Затем то же самое лети выполняли правой и левой руками. Также использовалось упражнение: бег в упоре с касанием подвесных мячей, закреплённых полужестко на гимнастической стенке.