Система взаимодействия учителя-логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения. Особенности речевого развития дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребенка перестраивает его основные психические процессы. Так мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речью.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Связные смысловые развернутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей.
Детей с нарушением речи объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. При
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей с ОНР III уровня
1.2. Речь и ее значение для развития личности ребенка
1.3. Особенности речевого развития дошкольников с ОНР III уровня
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
2.1. Цель, задачи, гипотеза и методы исследования особенностей речи дошкольников с ОНР III уровня
2.2. Результаты экспериментального исследования
2.3. Практические рекомендации воспитателям по развитию речи дошкольников с ОНР III уровня
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдукаримова У.А., Садыкова А.А. Особенности понимания речи с детьми с общим недоразвитием речи //Научно-практические исследования. 2020. № 3-1 (26). С. 5-7.
2. Амельчугова М.С. Проблема связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //В сборнике: Молодежь и наука XXI века. Психология особых состояний: от теории к практике. Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. ответственный редактор Н.А. Лисова; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2018. С. 74-76.
3. Андреева Е.В., Архипова С.Н. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 28-31.
4. Астапов В.М., Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / Астапов В.М.. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-4486-0822-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88171.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
5. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие /Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
6. Бакланова И.В., Крейзо Н.А., Чиркова С.С. Формирование диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования игрового пособия «Играем и говорим правильно» //В сборнике: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2020. С. 161-164.
7. Балабаева А.О. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //В сборнике: Актуальные вопросы образовательной и воспитательной деятельности. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. Нефтекамск, 2021. С. 22-29.
8. Бочкарева Т.А., Филиппова Э.А. Развитие связной монологической речи у детей старшей группы дошкольников с ОНР III уровня при помощи метода мнемотехники //В сборнике: Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор В.П. Крючков. Редакторы-составители Т.А. Бочкарева, О.В. Кощеева. 2017. С. 114-121.
9. Валявко С.М., Чибискова О.В., Шулекина Ю.А. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников //Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 82-93.
В обучении рассказыванию совсем не используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки применяются крайне редко. Источниками высказывания выступают игрушка, предмет, реже картина и тот речевой образец взрослого, который сопровождает показ и рассматривание наглядного материала. Наглядность, предлагаемая данной методикой, однообразна.
Традиционно в работе по развитию связной речи в дошкольных учреждениях используются следующие приемы: речевой образец, вопросы, объяснения, мотивированная оценка действий и ответов детей, игры-инсценировки и т.д.
Характер связной речи во многом зависит от задач и условий общения. Важно было отобрать такие ситуации, при которых в большей мере обеспечивались развернутость, связность, композиционная завершенность детских высказываний.
В психолого-педагогической литературе описаны наиболее типичные методы изучения связной речи дошкольников. Детям предлагаются з