Развитие слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха посредством игровой деятельности

В данной ВКР проведен анализ особенностей нарушения слуха у дошкольников. Определены методики диагностики слухового восприятия посредством игровой деятельности.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.11.2022
Объем файла
72 Кб
Количество страниц
46
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития детей, поэтому эффективность занятий с ребенком зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем, важнейшей из них является слуховая система. Благодаря слуховому восприятию развиваются речь и мышление, обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов. Аналогичного мнения придерживались отечественные и зарубежные педагоги и ученые, такие как Л. И. Божович, Л.А. Венгер, Л. А. Головчиц, Т. В. Кинах и другие, также, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман, придерживались такого мнения, что Развитие слухового восприятия (далее – РСВ) у обучающихся обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, а также, ориентирование на звук как один из главных характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА5
1.1.Развитие слухового восприятия в обучении и воспитании дошкольников с нарушением слуха5
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха10
1.3.Игровая деятельность как условие формирования слухового восприятия у детей с нарушением слуха19
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА24
2.1.Характеристика участников эксперимента24
2.2. Организация констатирующего эксперимента24
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУЧАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
3.1. Содержание развития слухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха30
3.2.Обучающий эксперимент31
3.3.Контрольный эксперимент40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие / Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В.. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 13.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Г. Богданова. — М. : Академия, 2002. — 222 с. 

3. Глухов, В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология: курс лекций /Глухов В.П.. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. — 312 c. — ISBN 978-5-4263-0575-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/75801.html (дата обращения: 13.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

4. Королёва, И.В. Дети с нарушениями слуха в условиях инклюзии / Королёва И.В.. — Санкт-Петербург: КАРО, 2020. — 128 c. — ISBN 978-5-9925-1482-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/109680.html (дата обращения: 13.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

5. Королева И.В. Помощь детям с нарушением слуха: руководство для родителей и специалистов / Королева И.В.. — Санкт-Петербург: КАРО, 2019. — 304 c. — ISBN 978-5-9925-1130-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/97921.html (дата обращения: 13.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

6. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха. [Текст] : книга для родителей и педагогов / И. В. Королева, П. А. Янн. — изд. 2—е, испр. — СПб. : КАРО, 2013. — 240 с. 

7. Королева, И. В. Помощь детям с нарушением слуха [Текст] : руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. — Спб. : КАРО, 2016. — 304 с. 

8. Королева, И. В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации [Текст] / И. В. Королева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2016. — 872 с. 

9. Королева, И. В. Учусь слушать и говорить играя [Текст] : сборник игр для развития слухового восприятия и устной речи у детей с нарушением слуха и речи / И. В. Королёва. — изд. 2-е, испр. и доп. — СПб. : КАРО, 2017. — 88 с. 

10. Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида [Текст]: пособие для учителя : в 2 ч. / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. — М. : Владос, 2004. — 134 с. 

Замечаются затруднения в овладении речи у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Л. В. Нейман считает это состояние границей между нормальным слухом и тугоухостью. При этом по классификации Л. В. Неймана условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 85 дБ [23].
Глухота – это такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью или другими словами, спонтанное формирование, оказывается невозможным. Нейман Л. В. считает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в частности от диапазона воспринимаемых частот [4]. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха выделяют четыре группы глухих, которые измеряются в герцах (далее - Гц) – это частота звука:
1-я группа — воспринимают звуки самой низкой частоты, 125-250 Гц;
2-я группа —воспринимают звуки до 500 Гц;
Дети с минимальными остатками слуха способны воспринимать лишь громкие звуки и на небольш