Сравнительный анализ нарушений письменной речи младших школьников (на материале слухового и зрительного диктанта)

В данной курсовой работе подобрана методы изучения нарушений письменной речи у младших школьников и провести экспериментальное исследование. Проведен качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.11.2022
Объем файла
55 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
440 руб.
550 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Нарушения письменной речи – это одна из основных причин школьной неуспеваемости младших школьников. Проявления этих нарушений весьма разнообразны. Одной из наиболее частых причин нарушений письменной речи в младшем школьном возрасте является недостаточная сформированность фонематического восприятия, которая даже при знании школьником правил правописания приводит к достаточно грубым и стойким ошибкам на письме, требующим длительной коррекционной работы как со стороны учителя начальных классов, так и учителя-логопеда.
Современные знания о нарушении письма в нашей стране связаны с идеями А Р. Лурия, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной. На практике логопедам часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Публикации Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, А.Н. Корнева, А.Л. Сиротюк дополняют представления лог

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..……………….………
ГЛАВА 1.Теоретические основы изучения письменной речи в лингвистике, психологии и логопедии.............................................................
1.1. Письменная речь, ее виды и средства...........................................................
1.2. Этапы формирования письменной речи.....................................................
1.3. Нарушения письменной речи у детей.........................................................
Выводы по главе 1………………………………………………………...……..
ГЛАВА 2. Изучение письменной речи младших школьников на материале слухового и зрительного диктанта....................................….…..
2.1. Организация и методы исследования…………………………….…….…
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….……….…
Выводы по главе 2………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………….…...….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….......……

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айвазян, О. О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов [Текст]
2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников [Текст] : учебно-методическое пособие для вузов / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова; под ред. Т. В. Ахутиной – М. : В.Секачев, 2008. – 128 с
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь: / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996. – 362 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996. -415с
5. Гражданцева, В. А. Изложение как условие развития связной письменной речи [Текст] : В. А. Гражданцева, Е. Н. Вальтер // Школьная педагогика. – 2017. – № 1 (08). – С. 46-48.
6. Коваленко, О. М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы [Текст]: учебно методическое пособие / О. М. Коваленко. – М.: Астрель, 2006. - 158 с
7. Колповская, И. К. Характеристика нарушений письма и чтения [Текст] / И. К. Колповская, Л. Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии / под ред. Левиной Р. Е. – М., 1968. – С. 166-190.
8. Коррекция нарушений письменной речи [Текст] : учебнометодическое пособие. / сост. Н. Н. Яковлева. – СПб. : КАРО, 2007. – 208 с.
9. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 330 с.
10. Крещенко, О. Ю. Психофизиологические трудности обучения письму и чтению у школьников младших классов: [Текст]: дис. кандидата пед. наук: 13.00.03 / О.Ю. Крещенко ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 250 с.
11. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] : Учебное пособие. / Е. А. Логинова ; под ред. Л.С. Волковой. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
12. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 312 с.4. Лурия А. Р. Очерк

И.Г. Айнетдинова и Н.М. Трубникова указывают на неразрывное единство осмысленного чтения и письма при формировании письменной речи ученика: «Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение
мыслей» [2]. Этапы становления письменной речи. Согласно концепции М.М. Безруких, формирование навыка письма проходит несколько этапов:
1 уровень. Элементарное письмо. На этом этапе происходит формирование зрительного и двигательного образа букв, их различие и дифференцировка. Дети научаются звукобуквенному анализу, переводу фонемы в графему; свободному и правильному выполнению всех графических элементов, букв, буквосочетаний; связанному письму букв в словах, письму слов и предложений; учатся со