Система взаимодействия учителя-логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день число дошкольников с нарушениями речи увеличивается. Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. В дошкольных образовательных учреждениях ведется работа по преодолению речевых дефектов, в которой задействованы многие специалисты – учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи, инструкторы по физической культуре, медицинский персонал и др.
Однако эффективность работы этих специалистов часто оказывается низкой. Причина этого кроется в том, что устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом факторов как биологического, так психологического и социального характера. Эффективность коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями определяется четкой организацией их пребывания в ДОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и других специалистов детского сада.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 7
1.2.Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя 11
1.3.Взаимодействие в работе учителя-логопеда и специалистов дошкольной образовательной организации 21
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 33
2.1. Изучение системы взаимодействия учителя-логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения в сопровождении ребенка с общим недоразвитием речи 33
2.2.Методические рекомендации по организации взаимодействия учителя-логопеда и специалистов дошкольного образовательного учреждения в сопровождении ребенка с общим недоразвитием речи 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ЛИТЕРАТУРА
1. Азарова, Т.В. Работа психолога в начальной школе. [Текст]/ Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, М.Р. Битанова, Н.А. Васильева – М.: Совершенство, 2008. - 352 с.
2. Актуальные направления и проблемы развития системы специального образования в условиях модернизации образования [Текст] // Межрегиональный сборник научно-практических статей: опыт работы региона. – Барнаул: АКИПКРО, 2008. - 186 с.
3. Астапов В.М., Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / Астапов В.М.. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-4486-0822-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88171.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
4. Баландина, Л.А. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. [Текст]/ Л.А. Баландина – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 288 с.
5. Бардиер, Г. Психологическое сопровождение естественного развития младших школьников.[Текст] / Г. Бардиер, Н. Розман, Т.А. Чередникова – СПб.: Литера, 2003. - 90 с.
6. Басаргина, Л.В. Повышение квалификации учителей-логопедов в области реализации логопедического сопровождения [Текст] /Л.В. Басаргина // Модернизация и развитие системы дополнительного профессионального образования: материалы международной научно-практической интернет-конференции. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2008. - С. 281 - 287. // http://www.sipk.ru.
7. Бачина, О.В. Интегрированный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ [Текст]/ О.В. Бачина, Г.Ф. Левашева, Т.А. Попова // Логопед. - 2009. - № 1. - С. 12 – 17.
8. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие /Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
9. Вершинина, О.М. Пути оптимизации коррекционно-логопедической работы в ДОУ общеразвивающего вида: Автереф. дис… к.п.н. [Текст] / О.М. Вершинина – М.: Просвещение, 2005. - 207 с. 82
10. Гриднева, И.А. Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи. [Текст] / И.А. Гриднева – Челябинск // ipk74.ru.
11. Евдокимова, И.В. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.В. Евдокимова - //http://dohcolonoc.ru.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] /Н.С. Жукова Е.М. Мастюкова Т.Б. Филичева - М.: Просвещение, 2006. – 196с.
13. Каралашвили, Е.А. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: организация работы [Текст]/ Е.А. Каралашвили // Приложение к журналу «Управление ДОУ» – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
14. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с недостатками произношения. [Текст] / Г.А. Каше – М.: Просвещение, 2005. – 207с.
15. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. [Текст]/ В.В. Ковалев – М.: Медицина, 2007. – 608с.
16. Козловская, Г.Ю. Лингвистические проблемы дефектологии: учебное пособие / Козловская Г.Ю. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 115 c. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69395.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
17. Копылова, Л.В. Модель организации коррекционно-развивающего сопровождения детей раннего возраста с нарушениями речевого развития.[Текст]/ Л.В. Копылова, А.Г. Перетягина, Т.Г. Подкидышева - Пермь, 2007 // http://logopediya.com.
18. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография [Текст] / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 352 с.
19. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.
20. Логопедия [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2008. – 678 с. 83
21. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.
22. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.
23. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. [Текст]/ Н.В. Нищева - СПб.: Детство-пресс, 2005. – 655 с.
24. Олейникова Т.В., Практикум по специальной коррекционной педагогике и психологии: учебно-методическое пособие / Олейникова Т.В.. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. — 68 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/47887.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
25. Оразаева, Г.С. Введение в специальность для студентов-дефектологов : учебное пособие / Оразаева Г.С. — Алматы: Нур-Принт, 2014. — 112 c. — ISBN 9965-14-957-7. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69067.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
26. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст]/ Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
27. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст]/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
28. Примерный план образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения. [Текст] – Челябинск: ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2011. – 885 с.
29. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 - 5 лет. [Текст] /Л.Н. Смирнова – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 70 с.
30. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / В.И. Селиверстов [и др.]. — Москва: Академический проект, 2020. — 317 c. — ISBN 978-5-8291-2841-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110039.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
31. Специальная педагогика: учебное пособие /. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-0105-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85902.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
32. Специальная педагогика: учебное пособие для СПО /. — Саратов: Профобразование, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4488-0328-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86149.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
33. Спирова, Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. [Текст] / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова- М.: Просвещение, 2004. -156с.
34. Томилова, Н.В. Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей раннего возраста с задержкой речевого развития. [Текст] /Н.В. Томилова – Пермь: МДОУ ЦРР – детский сад № 30 г. Чайковский Пермского края // http://logopediya.com.
35. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст]/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
36. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова- М.: Гном и Д, 2000. – 128 с. 84
37. Хабарова, Н.В. Комплексное медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в ДОУ. [Текст]/ Н.В. Хабарова– Пермь: МБДОУ детский сад № 33 «Радость», г. Чайковский Пермского края // http://sundekor.ru.
38. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. - 2-е изд., испр. [Текст] /Г.В. Чиркина – М.: АРКТИ, 2006.- 240 с.
39. Шаховская, С.Н. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. [Текст] /С.Н. Шаховская, Б.И. Шостак - М.: Просвещение, 2008. – 54 с.
40. Шипицина, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста.[Текст] /Л.М. Шипицина - СПб.: Речь, 2003. – 240 с.
41. Шипицина, Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителей и дефектологов. [Текст] /Л.М. Шипицина – М.: Владос, 2003. - 528 с.
Такой подход хорош тем, что позволяет уделить внимание и дать понять свою роль в коррекционно-педагогическом процессе всем его участникам: педагогам, в частности, учителю-логопеду и педагогу-психологу, а также родителям детей с нарушениями речи. Также по результатам анкетирования было выяснено, какие мероприятия для родителей воспитанников с нарушениями речи осуществляют учителя-логопеды совместно с членами педагогического коллектива. Они взаимодействуют с педагогом-психологом, проводят совместные консультации по диагностике, по вопросам психического развития ребенка. Специалисты совместно готовят семинары-практикумы, реализуют такие формы работы, как совместные занятия для детей и родителей. Учитель-логопед и педагог-психолог сообща готовят различные выставки литературы, совместно проводят экскурсии и утренники. Таким образом, проведенное нами анкетирование показало, что родители и специалисты дошкольных образовательных учреждений по-разному видят систему сопровождения детей с нарушениями речи и потому по-разному ее оценивают.