Особенности мыслительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель исследования: изучить состояние мышления и выявить его основные особенности у детей с ТНР
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.11.2022
Объем файла
96 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия, но не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. В отличие от процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление даёт непрямое, сложное, опосредованное отражение действительности. Мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно- образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Психическое развитие  детей с нарушением речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 6

1.1. Мыслительная деятельность как психический процесс 6

1.2. Развитие мышления в онтогенезе  12

1.3. Особенности мышления детей с тяжёлыми нарушениями речи 16

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 30

2.1. Методика и организация экспериментального исследования 30

2.2.Анализ результатов исследования мыслительной деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи    32

2.3.Методические рекомендации по развитию мыслительной деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агафонова Д.Д., Боровина Т.А. Создание условий эффективности инклюзивного образования для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, в дошкольном образовательном учреждении //Образование: традиции и инновации. материалы XXIII международной научно-практической конференции. Прага, 2020. С. 5-8.

2. Астапов В.М., Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии: учебное пособие / Астапов В.М.. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 176 c. — ISBN 978-5-4486-0822-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/88171.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

3. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы): учебное пособие /Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. — Москва: ПАРАДИГМА, 2012. — 312 c. — ISBN 978-5-4114-0008-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/13030.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

4. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология. – Мн., 2005.

5. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией. Автореф. М., 1974.

6. Гуровец Г.В. Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975.

7. Давидович Л.Р. Расстройство речи и голоса в детском возрасте. – М., 1973.

8. Драганчук В.А., Марухно Е.Н. Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи //Педагогика: традиции и инновации. Материалы IX Международной научной конференции. 2018. С. 23-24.

9. Елагина Е.С. Использование планшета "Логико-малыш" в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи //Современные тенденции организации образовательного процесса: от идеи к результату. Материалы II Международной научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. 2018. С. 149-151.

10. Ефремова Т.В., Кузнецова Е.В., Тетерева И.Е. Эффективные технологии работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи //Инновационные тенденции развития системы образования. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 191-194.

11. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. – Яр., 1998.

12. Козловская Г.Ю. Лингвистические проблемы дефектологии: учебное пособие / Козловская Г.Ю. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 115 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69395.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

13. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., 1997.

14. Кренская И.А. Повышение эффективности организации коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога в МБДОУ для детей, имеющих тяжелые нарушения речи //Инновационные образовательные практики: детский сад, школа, вуз. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор М.Г. Заббарова. УлГПУ Ульяновск, 2020. С. 585-590.

15. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983.

16. Леонтьева О.Н. Нетрадиционные средства осуществления взаимодействия с семьями воспитанников, имеющими тяжелые нарушения речи //Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Д.Ф. Ильясов. 2019. С. 184-191.

17. Лукашенкова Р.А. ТРИЗ-технология в развитии связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) // Актуальные проблемы логопедии. Сборник научных и научно-методических трудов. Научный редактор В.П. Крючков. Саратов, 2018. С. 107-112.

18. Маслова М.Н. Развивающие речеподвижные игры для детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи //Слагаемые педагогической практики. Материалы IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 257-260.

19. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

20. Михайлова Н.А. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, в рамках группы компенсирующей направленности //Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидов: от раннего возраста до профессиональной подготовки. Региональные практики и модели. Сборник научных статей. Ответственный редактор Л.М. Кобрина. Санкт-Петербург, 2020. С. 133-138.

21. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.

22. Наджарян А.Г., Основы дефектологии. Курс лекций: учебное пособие / Наджарян А.Г., Тубеева Ф.К., Доева Л.И. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. — 151 c. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/76967.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. - DOI: https://doi.org/10.23682/76967.

23. Наседкина Ю.Н., Телепнева Н.А., Сергиенко Л.Б. Использование мультипликационной студии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи //Актуальные исследования. 2020. № 22 (25). С. 173-176.

24. Немов Р.С. Психология. – М., 2000. Кн. 1.

25. Олейникова Т.В., Практикум по специальной коррекционной педагогике и психологии: учебно-методическое пособие / Олейникова Т.В.. — Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2013. — 68 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/47887.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

26. Оразаева Г.С. Введение в специальность для студентов-дефектологов : учебное пособие / Оразаева Г.С. — Алматы: Нур-Принт, 2014. — 112 c. — ISBN 9965-14-957-7. — Текст: электронный //Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/69067.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

27. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2003.

28. Пасынкова А.П. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, средствами игры //Специальное и инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ярославль, 2020. С. 243-247.

29. Расстройства речи у детей и подростков  /Под ред. С.С. Ляпидиевского. М., 1969.

30. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995.

31. Самойлова В.В., Устинова Л.Б., Чуева О.А. Кинезотерапия как инновационный метод в деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» // Совершенствование методологии и организации научных исследований в целях развития общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2020. С. 70-73.

32. Селиванова Е.А. Применение элементов сказкотерапии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи //Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. сборник материалов Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. Чебоксары, 2020. С. 155-157.

33. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / В.И. Селиверстов [и др.]. — Москва: Академический проект, 2020. — 317 c. — ISBN 978-5-8291-2841-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/110039.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

34. Специальная педагогика: учебное пособие /. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-0105-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/85902.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

35. Специальная педагогика: учебное пособие для СПО /. — Саратов: Профобразование, 2019. — 119 c. — ISBN 978-5-4488-0328-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/86149.html (дата обращения: 14.12.2021). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.

36. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2001.

37. Тагильцева Е.Н. Использование песочной терапии в логопедической работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи //Инновационная практика в современном образовании: опыт, проблемы, решения. Сборник статей Всероссийской Ярмарки педагогических инноваций. Отв. редактор В.Е. Михайлова. 2020. С. 141-147.

38. Тебенькова Н.В. Использование логопедических игротренингов в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета. 2020. С. 484-488.

39. Терещенко О.Д., Пудовкина И.В., Денеко И.И. Использование нетрадиционных приемов при разучивании стихотворных произведений с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи //Тенденции развития психологии, педагогики и образования. сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 50-53.

40. Тихомиров О.К. Психология мышления. – Изд. Моск. ун-та, 1984.

41. Цыбульская М.В., Угренинова Е.А., Бурлутская  К.Е. Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи //Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы М.Я. Добря, О.Е. Ефимова. 2020. С. 106-107.

42. Цыбульская М.В., Угренинова Е.А., Бурлутская К.Е.  Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи  //Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования. сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 88-89.

43. Шохова О.В., Копытовская С.А. Использование КВЕСТ-технологий на логопедических занятиях с  дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи //Auditorium. 2020. № 2 (26). С. 1-5.

44. Юхманова Л.Л. Основа логопедической коррекции с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в условиях дошкольной образовательной организации //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета. 2020. С. 515-518.

45. Юхманова Л.Л. Приемы коммуникации как основа работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях ДОО //Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Уральский государственный педагогический университет Институт специального образования. 2019. С. 420-422.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует также отметить, что наиболее легко дети с ТНР выполняли задания, в которых слова были хорошо им известны, которые можно было представить наглядно, объединить в одну категорию и затем найти их различия. Например «лев – тигр», «яблоко – вишня», «молоко – вода» и другие. Более сложными для детей данной категории оказались задания с абстрактными понятиями, что свидетельствует об отсутствии абстрактного мышления. В особенности в этих понятиях было сложно выявить сходства. Например «голод – жажда», «любовь – ненависть», «обман – ошибка». Также трудно было  детям найти общее в таких понятиях как «ботинок – карандаш», «лошадь – всадник» и некоторых других. Таким образом, по данным исследования можно сделать некоторые выводы о состоянии мыслительной деятельности детей с ТНР. В основном у данной категории детей преобладает средний уровень развития мышления. Наглядные и логические формы мышления находятся практически на одинаковом уровне с небольшим преобладанием логической формы. В умении классифицировать, сравнивать, выделять существенные признаки детей с ТНР отстают от своих нормально говорящих сверстников.