Наиболее эффективные в учебном процессе инструменты (формы, приемы, методы) для организации непрерывной оценки процесса формирования коммуникативных умений обучающихся
ВВЕДЕНИЕ
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля их учебно-познавательной деятельности.
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учеников. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний обучающихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 11
1.1. Контрольно-оценочная деятельность учителя английского языка 11
1.1.1. Понятие «Контроль». Функции, виды и формы контроля 11
1.1.2. Объекты контроля на уроках иностранного языка 19
1.1.3. Требования к организации контроля на уроке иностранного языка 21
1.2. Место оценивания в современном образовательном процессе 23
1.2.1. Формирующее оценивание как основа организации текущего процесса освоения учебного материала. От традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию 23
1.2.2. Планирование компетентностных результатов. Определение уровней достижения образовательных результатов. 27
1.2.3. Алгоритм деятельности учителя при организации учебно-воспитательного процесса на основе формирующего оценивания 33
1.2.4. Роль инструментов самооценивания в формировании способности к самостоятельной учебе 35
Глава 2. Практические приемы организации контрольно - оценочной деятельности на уроках иностранного языка (на примере английского) в соответствие с требованиями к реализации учебно-воспитательного процесса в соответствии с ФГОС 40
2.1. «Путеводитель по модулю» 40
2.2. Вовлечение обучающихся в оценку достижения планируемых результатов при подготовке устных и письменных высказываний с развернутым ответом на уроках иностранного языка 47
2.2.1. Короткие, самостоятельно подготовленные устные высказывания по изучаемой теме 48
2.2.2. Вовлечение обучающихся в оценочную деятельность при подготовке и презентации самостоятельно составленного монологического высказывания на заданную тему 49
2.2.3. Небольшие письменные высказывания, выполненные в форме творческого задания, основанные на ранее изученном тексте 53
2.2.4. Письменные высказывания с развернутым ответом. Личное письмо 56
2.2.5. Письменные высказывания с развернутым ответом. Эссе 61
2.3. Вариант использования результатов оценочных процедур, проводимых в рамках внутриклассного оценивания для корректировки индивидуальных результатов 65
2.4. Использование проектных заданий при обучении английскому языку для формирования и оценки умений работать с информацией 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Звездный английский».- 2-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка/ Р. П. Мильруд, Ж. А. Суворова. – 256 с. – М.: Просвещение, 2021.
Ариян, М. А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учебное пособие / М. А. Ариян, А. Н. Шамов; отв. Ред. А. Н. Шамов. — Москва: Издательство ФЛИНТА, 2017. — 224 с.
Барменкова, О. И. О работе над проектом [Текст] / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. – 1997. – №3. – С. 25–27.
Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника - Москва,1974. – 35 с.
Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2019/inostrannyy_yazyk_2019.pdf (Дата обращения: 10.01.2022г).
Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2020/Inostr_yaz_mr_2020.pdf (Дата обращения: 10.01.2022г).
Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ЕГЭ 2020 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://doc.fipi.ru/o-nas/novosti/metod-rekomendatsii-dlya-vypusknikov-po-sam-podgotovke-k-ekzamenam-2020/angliyskiy-yazyk-ege.pdf (Дата обращения: 01.02.2022г).
Включение учащихся в оценочную деятельность: методические рекомендации / сост.; ред. Теряева Н.В. – Красноярск, 2017. – 112 с.
Гальскова, Н. Д. Методика обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. В. Акимова. — Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2017. — 350
Б. Блум выделяет шесть категорий целей обучения: знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка[4].
Таблица 3- Характеристика целей обучения по Б. Блуму
п/п Наименование категории Отличительные характеристики
знание является составляющей частью других более глобальных категорий учебных целей, так как знание лежит в основе процессов соотнесения, оценки, реорганизации
понимание проявляется в трех типах поведения:
1) трансляции (переход от конкретного к абстрактному, использование других терминов, символов, перевод на другой язык, пересказ своими словами);
2) интерпретации (преобразование идей, выделение и объединение значимых деталей, обобщение, объяснение, пересказ);
3) переносе знаний (высказывание оценочных суждений и предсказаний, основанных на понимании направлений, тенденций, правил)