Арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с сдвг
Введение
Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление психологических расстройств. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в детском возрасте. Среди глобальных проблем человечества в современном мире, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, социального окружения, качестве медицинского обслуживания, отношений ребенка с близкими взрослыми, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторах. Наряду с этим, менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональн
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 5
1.1 Анализ понятия Cиндромом дефицита внимания и гиперактивности и причины его появления у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 14
1.3. Арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 34
2.1. Диагностика особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 34
2.2 Комплекс занятий с использованием арт-терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста 49
Заключение 67
Список литературы 69
Приложение 1. 76
Приложение 2. 79
Приложение 3. 80
Приложение 4 81
Приложение 5 83
Список литературы
Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва : Академия, 1999. – 672 с.
Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / П. Альтхерр, Л. Берг / пер. с немецкого. – Москва : Академия, 2004. – 160 с.
Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие / П. Альтхерр, Л. Берг ; под ред. М. Пассольта. – Москва : Академия, 2004. – 160 с.
Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И. Л. Арцишевская. – Москва : Книголюб, 2011. – 64 с.
Афонина, А. В. Пойми меня и действуй правильно! : метод. пособие для психологов, педагогов и родителей / А. В. Афонина, Н. В. Груздева. – Иваново : ИПК и ПИК, 2004. – 116 с.
Афоничкина, К. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста / К. В. Афоничкина // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: Сб. тр. Международ. научно-практич. конф. – Тамбов : Консалтинговая компания Юком, 2014. – С. 10-13.
Бадалян, Л. О. Синдромы дефицита внимания у детей / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1993. – № 3. – С. 74-90.
Безруких, М. М. Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью / М. М. Безруких, Е. С. Логинова // Экология человека. – 2010. – № 11. – С. 40-46.
Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – Москва : Медпрактика-М. – 2002. – 128 с.
Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – Москва : Институт Психотерапии, 2001. – 96 с.
Булгаков, А. Б. Проблемы оптимизации образования гиперактивных детей / А. Б. Булгаков, О. С. Булгакова // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 18-19.
Васильева, А. А. К вопросу о формировании познавательной сферы у старшего дошкольника с СДВГ/ А. А. Васильева //Актуальные проблемы психологич
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность учителя или родителя передается ребенку. В семьях с дружескими отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Определить тревожность у ребенка помогают следующие критерии: постоянное беспокойство; неспособность сосредоточиться на чем-либо; раздражительность, мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); нарушения сна.
У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Хотелось бы отметить, что в психологической литературе пока нет единого определения понятия " нарушения поведения " у детей.
Все попытки классифицировать нарушения поведения условны, так как поведение дошкольника чаще всего сочетает в себе черты нескол