Развитие творческих способностей младших школьников на уроках художественного труда

Выпускная квалификационная работа, целью которой является определить эффективные педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках художественного труда. Теоретическая значимость дипломной работы выражается в глубоком изучении вопросов, связанных с содержанием понятия «творческие способности», особенностями их развития в младшем школьном возрасте и необходимыми педагогическими условиями для развития творческих способностей у детей рассматриваемой категории. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных форм и методов работы учителями по изобразительному искусству в начальных классах на уроках, направленных на развитие творческих способностей младших школьников. Научная новизна заключается в том, что в ходе исследования научно обоснована и экспериментально проверена методическая система развития творческих способностей учащихся на занятиях по художественному труду; определены наиболее благоприятные педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей детей; разработаны критерии оценки уровня развития творческих способностей.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.10.2022
Объем файла
498 Кб
Количество страниц
100
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества одной из наиболее актуальных проблем организации учебно-воспитательного процесса младших школьников является направленность на развитие творческих способностей учащихся. Основываясь на многочисленных исследованиях, можно отметить, что огромные возможности развития творческого потенциала детей содержит в себе искусство.
Важную роль играет организация работы именно педагога начальных классов, поскольку в младшем школьном возрасте закладывается успешный фундамент всей школьной и учебной жизни, формируется интерес к познанию, а также коммуникативные навыки общения со сверстниками и педагогами. Согласно Государственному общеобязательному стандарту среднего образования, начальное образование нацелено на привитие обучающимся национальных и общечеловеческих ценностей, являющихся общими для всех уровней образования и призванных стать устойчивыми жизненными ориентирами личности обучающегося, мотивирующими его поведение и деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

1 Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников на уроках художественного труда……………………….. 47

1.1 Сущность понятия «творческие способности»……………………… 7

1.2 Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у младших школьников…………………………………… 17

1.3 Формы и методы развития творческих способностей младших школьников на уроках художественного труда ……………………. 24

2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих

способностей младших школьников на уроках художественного труда …………………………………………………………………………………… 34

2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей на

констатирующем этапе эксперимента……………………………………. 34

2.2 Содержание работы по развитию творческих способностей младших

школьников на уроках художественного труда ………………………….. 40

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………... 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. 59

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….. 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бодалев А.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. – 1995. – № 3. – С. 11-17.

2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст.; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 573 c.

3 Ковалев А.Г. Психологические особенности человека //ЛГУ. – 1960. – С. 304.

4 Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов сред.пед. учеб. Заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с.

5 Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. – 1960. – № 3. – С.3-14.

6 Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М., 1996. – 36с.

7 Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и одаренность. – М.: Наука, 1997. – 203 с.

8 Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед.вузов. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.

9 Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Наука, 1961. – С.9-20.

10 Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С.34-38.

11 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: Изд-во БГУ, 1978. – 176с.

12 Петрушин В.И. Развитие творческих способностей: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2018. – 221 с.

13 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2-е изд. – М.: Наука, 1957. – 420 с.

14 Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Просвещение,1978. – 127с.

15 Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. – Казань: Центр инновационных технологий, 2015. – 288 с.

16 Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-пресс, 1996. – 336 с.

17 Левченко О.А. Педагогические условия художественно-творческого развития личности учащихся в школе художественно-музыкального профиля: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М.: Наука, 1995. – 22 с.

18 Астраханцева Т.Н. К вопросу о формировании творческих способностей на начальном этапе становления личности // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2000. – № 5(18). – С. 103-107.

19 Храмышкина Р.Н. Педагогические условия развития художественно- творческой деятельности: дисс. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2001. – 190с.

20 Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Педагогика, 2002. – 230 с.

21 Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с.

22 Горев П.М. Научное творчество. Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приемы ТРИЗ. - М.: Либроком, 2014. – 376 c.

23 Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. – Л., 1990.

– 207с.

24 Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 174с.

25 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Наука, 1979. – 98с.

26 Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1973. – 275с.

27 Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности //Отдел информационных ресурсов управления информатизации КрасГУ. – М., 1993. – 325с.

28 Дружинин В.Н. Психология творчества // Психологический журнал. – 2005. – Т.26. – № 5. – С.101-109.

29 Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. – 156 с.

30 Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для учителей. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.

31 Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений; под редакцией А.И. Бурова. – М.: Просвещение, 2007. – 149 с.

32 Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 1965. – 160 с.

33 Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1972. – 287 с.

34 Венгер Л.А. Путь к развитию творчества // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С.32-38.

35 Матюшкин A.M. Фигурная форма теста творческого мышления Е.П. Торранса, адаптированного сотрудниками Общесоюзного центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР. – М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1990. – 89 с.

36 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления; под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Наука, 1965. – С.433-456.

37 Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 191 с.

38 Абрамов М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2004. – 121 с.

39 Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства. – М.: Педагогика, 2001. – 124 с.

40 Гусарова И.Л. Руководство рисунком по замыслу детей. – М.: Просвещение, 1965. – 56 с.

41 Дирксен Л.Г. Развитие творческой деятельности учащихся через национальное искусство // Международная научно-практическая конференция.

– Астана, 2004. – С. 77-84.

42 Дрезнина М. Игры на листе бумаги. – М.: Искатель, 1998. – 80 с.

43 Колоколова О.Е. Художественное воспитание и развитие личности: учебное пособие. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. – 80 с.

44 Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.

45 Кузин B.C. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1975. – 150 с.

46 Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

47 Соловьёва К.В. Художественно-творческая деятельность детей как фактор развития одарённости: Дис. канд. нед. Наук. –Магнитогорск,2000. – 210 с.

48 Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства. –М.: Просвещение, 1990. – 73 с.

49 Юсов Б.П. Изобразительное искусство в начальных классах. – Минск: Народная асвета, 1986. – 167 с.

50 Танирбергенов М.Ж.Педагогический взгляд на формирование эстетического мировоззрения при помощи изобразительного искусства // Ташкентский Государственный педагогический университет им. Низами. – Т.1

– 2005. – С.96-103.

51 Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 230 с.

52 Боголюбов Н.С. Изобразительное искусство на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1986. – 126 с.

53 Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1972. – 240 с.

54 Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1981.– 190 с.

55 Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1981. – 140 с. 56 Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в

школе. – М.: Изд. Агар, 2000. – 239 с.

57 Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1977. – 111 с.

58 Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 1997. – 324 с.

59 Щербаков B.C. Искусство и художественный труд детей. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.

60 Яковлев Е.Г. Эстетика. – М.: Изд. центр Академия, 2003. – 187 с.

61 Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. – М.: Высшая школа, 1972. – 71 с.

Это сложное идейно-эмоциональное содержание предмета поначалу живет лишь в душе ребенка, оно «невидимо», не имеет готового внешнего облика.
Его надо вообразить, то есть придать ему соответствующую образность и форму, в которых замысел станет видимым, осязаемым, доступным другим людям. Для этого необходимо обогатить арсенал способов самовыражения детей, нужно дать ребенку возможность познавать мир и манипулировать им.
Иногда приходится встречаться с мнением, что ребенок работает творчески, когда учитель дает ему полную свободу в рисовании на темы: выбор темы, момента, формы изображения.
Чем шире этот выбор, тем более благоприятные условия создаются для проявления его инициативы. Например, в работе над иллюстрацией указывается сказка, из которой он может выбрать любой момент.