Коллективное творческое дело как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности

Цель исследования: разработать сборник коллективных творческих дел, направленных на формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.10.2022
Объем файла
87 Кб
Количество страниц
29
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является крайне актуальной проблемой, поскольку от степени выработки этих навыков зависит не только эффективность обучения, но и процесс их социализации и личностного развития в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к успеваемости учащихся, освоивших основную образовательную программу общего начального образования: личностным, метапредметным, предметным [1]. В контексте внедрения федерального образовательного стандарта для образовательных учреждений актуализируется проблема формирования коммуникативных навыков детей. Одним из требований стандарта на уровне общего базового образования является развитие навыков работы со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях с учетом положения других людей, умение не создавать конфликтов и находить решения спорных вопросов. ситуации, слушание - и умение вести диалог [2]. Процесс адаптации ребенка в школе, особенно его эмоциональное благополучие в классе, во многом зависит от коммуникативных прав интеллектуальной собственности. Если он легко найдет общий язык с одноклассниками, он будет чувствовать себя психологически комфортно. С другой стороны, неспособность общаться с другими ограничивает круг друзей, создает чувство несчастья и может привести к некоммуникативному поведению в будущем. Точно так же коммуникативные УУД влияют на успехи в учебе. Простой пример: если ученик стесняется отвечать на доске или чувствует чрезмерное беспокойство, его настоящий ответ будет хуже, чем доступные знания, и, следовательно, его оценка будет ниже. Большинство первоклассников в начале учебного года не имеют возможности работать вместе; не готовы к сотрудничеству в больших группах; они плохо знают друг друга; не умеет общаться с незнакомыми сверстниками, избегают совместной с ними деятельности.

 

Содержание
Введение……………………………………………………………………… 4
1   Пояснительная записка………………………………………………… 7
1.1 Теоретическое обоснование проблемы…………………………………  7
1.2 Описание проектируемого продукта…………………………………… 23
2   Практическая часть……………………………………………………...26
2.1 Организационно-методическое обеспечение и реализация проекта…. 26
2.2 Методические рекомендации по использованию продукта……………31
Список литературы…………………………………………………………...34
Словарь………………………………………………………………………  

 

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2015.

2. Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников / В. В. Гуровская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 594–595

3. Выготский, Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2003. – 1008 с.

4. Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь / Sociological Encyclopedic Russian – English Dictionary / С. А. Кравченко. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004. – 512 С.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Издатель Оникс 21 век, 2011. 184 с.

6. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных  способностей в учебной деятельности младших школьников. URL: http://www.emissia.org/ofTline/2011/1552.htm (дата обращения 10.05. 2019)

7. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

8. Блонский, П.П. Психология младшего школьника/ Под ред. А.И.  Липкиной, Т.Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 574 с.

9. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А.  Цукерман. – М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.

10. Cоветова Е. В. Система воспитательной работы в школе / Е. В. Советова, О. В. Шувалова. - М. : Чистые пруды, 2008. - 32 с.

11. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] 

12. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. М.: КноРус, 2012. 496 c

13. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Большая Рос. энцикл. ; СПб. : Норинт, 1997, 1999, 2001, 2004. – 1456 с

14. Белкина В. Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы / В. Н. Белкина // Начальная школа. 2003. №7. 15 с.

15. Бажукова Н.Н. Организация системы коллективных отношений и творческих дел как средство воспитания сознательной дисциплинированности учащихся. Учебное пособие к спецкурсу. /Н.Н.Бажукова Перм.гос.пед.ин-т. Пермь: 1991 84 с

16. Батуева Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников /Г. М. Батуева Калининград, 2003. 206с

17. Зайцева К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К. П. Зайцева Начальная школа плюс До и После. 2011. № 4. 90 с

18. Налегако Е.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 3 (10). С. 61–64.

19. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника коммуникативное универсальное учебное действие / В.Ю. Разуваева // Начальная школа. 2012. № 9. С. 22–24.

20. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/О.М. Арефьева// Начальная школа плюс До и После. 2012. № 2. 89 с

Работа в группе оказалась наиболее эффективной, так как позволяла детям организовывать общение, строить его, выбирать пути взаимодействия. Работа в группе помогает учащемуся осмыслить не только учебные задачи, но и задачи по коммуникации. 
Однако приведенные выше формы могут оказаться эффективными только в случае создания положительной эмоциональной атмосферы, разъяснении инструкций к заданиям и играм, учете индивидуальных особенностей детей. Современные школы используют индивидуальные формы учебной деятельности, однако привлечение дополнительных занятий (во внеурочное время) позволяет сблизить учителя с детьми, познакомить и показать их особенности, проявления в творческой и организаторской деятельности.